Семейные пособия: международные нормы и зарубежный опыт: Учебно-методическое пособие, страница 9

Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года в качестве юридически обязательного документа по правам человека, защищающего детей. С момента ее принятия Конвенция была ратифицирована 174 странами, включая 18 стран Центральной и Восточной Европы. Конвенция чрезвычайно всеобъемлюща в отношении областей, относящихся к правам человека, и покрывает такие области как гражданская, политическая, экономическая, социальная и культурная. В документе также учитываются особые потребности детей-жертв войны, детей-инвалидов, детей, подвергающихся жестокому обращению, обвиняемых в совершении преступлений и лишаемых свободы. В целом, можно говорить о трех крупных направлениях, по которым Конвенция может быть использована для защиты благополучия детей:

-  Во-первых, это мощный политический инструмент, обобщающий проблемы детей и мобилизующий политическую волю, необходимую для их решения. Государство, ратифицировавшее Конвенцию, должно сталкиваться с серьезными политическими проблемами в случае отхода от ее основополагающих принципов.

-  Во-вторых, это юридически обязательный документ, который может быть использован для укрепления национальной правоприменительной практики и совершенствования законодательства.

-  В третьих, это возможность необходимого и всеобъемлющего мониторинга соблюдения прав детей. Правительства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны через два года (а затем каждые пять лет) представлять доклады в Комитет по правам ребенка, который был создан для контроля за соблюдением правительствами этого международного документа.

Своевременное представление правительствами докладов является ярким показателем того, насколько серьезно они относятся к своим обязательствам. При рассмотрении докладов Комитет по правам ребенка учитывает экономическое положение стран. Тем не менее, в статье 4 Конвенции содержится призыв к правительствам выполнять обязательства в отношении детей «в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов».

В Конвенции содержится немало положений, значимых для организации системы социального обеспечения семей с детьми. В статье 26 этой Конвенции установлено, что:

1. Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством.

2. Эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка, а также любых соображений, связанных с получением благ ребенком или от его имени.

Другими словами, в ситуации, когда еще не достигнута возможность полного осуществления права на социальное обеспечение каждым ребенком, допускается проверка нуждаемости при предоставлении благ. Однако, подчеркивается, что при этом все соображения, связанные с ресурсами и возможностями ребенка, должны быть приняты во внимание, а не только доход.

Важнейшим положением Конвенции, относящимся к объему ответственности государства за благополучие детей, является положение о том, что только часть потребностей детей может покрываться государством, которое не обязано брать на себя все обязанности родителей.

Статья 27.2 упомянутой Конвенции определяет то, что «родитель(и) и(или) другие ответственные за ребенка лица, имеют обязанность гарантировать, в пределах их способностей и финансовых мощностей, условия жизни, необходимые для развития ребенка", в то время как статья 27.3 указывает, что государственные органы "(…) должны предпринимать соответствующие меры, чтобы помочь родителям и другим ответственным за ребенка осуществлять это право и должны в случае нуждаемости обеспечить материальную помощь и программы поддержки, особенно это касается питания, одежды и жилья".

В документе также содержится указание на особые потребности детей-инвалидов. При этом Конвенция также позволяет учитывать ресурсы семьи при принятии решения относительно уровня поддержки, которая будет предоставлена. В частности, в параграфе 2 статьи 23 Конвенции по правам ребенка устанавливается, что "Государства-участники признают право ребенка-инвалида на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление, в зависимости от доступных ресурсов, ребенку, имеющему право на такую защиту, и ответственным за уход за ребенком, помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке". Параграф 3 этой же статьи подтверждает, что эта помощь может оказываться "учитывая финансовые ресурсы родителей или других лиц, заботящихся о ребенке ".

Другим значимым источником, в котором содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся в том числе и достойного уровня жизни семей, защиты материнства и детства, является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 год). Этот документ явился правовым оформлением Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Этот пакт был подписан и ратифицирован СССР и вступил в силу в 1976 году. Признавая силу международных соглашений, ратифицированных СССР, Российская Федерация является его правопреемницей. В пакте не только подтверждается право на социальное обеспечение, и социальное страхование как его форму, в качестве основного и неотъемлемого права человека, но и определяется тот уровень жизни, который должен ему гарантироваться. По существу, это социальный минимальный уровень, включающий все необходимое для обеспечения здоровья и благосостояния человека и его семьи. Пактом предусмотрена особая забота об охране здоровья матерей до и после родов, а также в отношении детей и подростков.