Семейные пособия: международные нормы и зарубежный опыт: Учебно-методическое пособие, страница 11

Меры социальной защиты должны распространяться на тех, кто проживает в данной местности, по крайней мере, 6 месяцев.

(Европейский Кодекс социального обеспечения, статья 43, Европейская Социальная Хартия, статья 17),

Пособия могут быть сочетанием выплат в денежной и натуральной формах. (Европейский Кодекс социального обеспечения, статья. 42, Европейская Социальная Хартия, статья 17),

Общая сумма выплачиваемых пособий (в денежной или натуральной форме) не должна быть меньше, чем 1,5 процента от заработной платы обычного взрослого рабочего мужского пола, помноженные на общее число детей всех жителей.

(Европейский Кодекс социального обеспечения, статья. 44, Европейская Социальная Хартия, статья 17),

Специальные меры для детей-инвалидов должны быть приняты как часть системы социальной защиты.

(Конвенция по правам ребенка, статья 23),

В трудовом законодательстве и коллективных договорах особое внимание должно быть уделено положению рабочих с семейными обязанностями. (Конвенция МОТ (№ 156) о работниках с семейными обязанностями, статья 4 (б); Европейская Социальная Хартия, статья 27),

Меры поддержки семей с детьми должны быть комплексными и не должны ограничиваться только денежными пособиями.

(Международный Пакт по экономическим, социальным и культурным правам, статья. 12),

Должен проводиться детальный и постоянный мониторинг всех аспектов положения уязвимых семей с детьми, включая занятость, жилье, образование, культуру, социальные и медицинские вопросы.

(Европейская Социальная Хартия, статья 30).

Дополнительные показатели уровня защищенности семей с детьми

Следует также отметить, что хотя перечисленные выше международные документы и отражают постепенную эволюцию требований, они содержат в качестве ориентиров, в основном, нижние пороги показателей, оцениваемых к тому же исключительно в национальных масштабах. При необходимости более объективно оценить социальную эффективность действующих систем социальной защиты семей, полезно использовать индикаторы Организации Объединенных Наций, принятые в ходе ряда Всемирных совещаний на высшем уровне, проведенных в прошлом десятилетии. Эти индикаторы разработаны для измерения социального прогресса. Некоторые их них входят в состав Индекса Человеческого Развития.

Среди индикаторов ООН в отношении доходов населения можно выделить следующие:

-  процент населения с доходом, уровень которого ниже принятой в стране черты бедности;

-  "уровень дефицита бедности", который соответствует размеру ВВП, который должен был бы быть перераспределен в пользу бедного населения, чтобы вывести его из бедности;

-  коэффициент Джини, который измеряет уровень неравенства между самым богатыми и беднейшими группами населения. Этот показатель в идеале следует рассчитывать до и после внедрения программ социальной поддержки.

Если говорить об уровне обеспечения населения питанием, основными индикаторами являются:

-  процент детей в возрасте до 5 лет, страдающих от недоедания,

-  процент населения с калорийностью питания ниже минимального уровня,

-  процент дохода домашнего хозяйства, потраченного на питание в беднейшем квинтиле (самые бедные по уровню дохода 20 % населения).

Для оценки состояния здоровья населения, используются следующие показатели:

-  процент населения, имеющего доступ к первичным услугам здравоохранения,

-  младенческая смертность,

-  чрезмерная смертность лиц мужского пола,

-  уровень материнской смертности,

-  процент детей в возрасте до 1 года, прошедших вакцинацию.

В области образования, следует проводить мониторинг следующих показателей: - первичный прием или уровень посещаемости,

-  процент учеников, начавших обучение с низших оценок и достигших высших оценок,

-  процент работающих детей в возрасте до 15 лет,

-  уровень грамотности взрослого населения и уровень грамотности лиц в возрасте 15-24 лет,

-  отношение числа мальчиков к числу девочек в учреждениях среднего образования.

В области занятости, ключевыми индикаторами являются:

-  уровни занятости и безработицы,

-  занятость в теневом секторе как процент от полной занятости,

-  доля женщин в общем числе занятых, получающих заработную плату на несельскохозяйственных работах.

В сфере обеспечения жильем важны следующие индикаторы:

-  число людей, проживающих в комнате,

-  средний размер жилья,

-  процент населения, имеющего доступ к безопасной питьевой воде,

-  процент населения, имеющего доступ к нормальным санитарным условиям.

Этот набор индикаторов может показаться слишком детально разработанным в одних областях и недостаточно детально разработанным в других. Его уникальная ценность определяется всеобщим признанием и возможностью полезных сравнений, которые могут быть сделаны не только для сравнения ситуации в разные периоды времени, но также и для межстрановых и межрегиональных сравнений. Этот набор показателей охватывает все области, которые обычно рассматриваются как компоненты достойного жизненного уровня (а не только доход), и позволяет осуществлять глобальный мониторинг ситуации. Это тем более важно, если учесть, что различные компоненты человеческого развития взаимодействуют друг с другом - плохие условия проживания влияют на состояние здоровья; безработица ведет к бедности, образование к лучшей занятости; недоедание является фактором заболеваемости, младенческой смертности, осложнений в течение беременности и при родах и т.д.

В развитие процесса, инициированного на Всемирной встрече на высшем уровне за социальное развитие в Копенгагене в 1995 году, такой комплексный подход был подтвержден совместно Организацией Объединенных Наций, Всемирным Банком, Международным Валютным Фондом и Организацией Экономического Сотрудничества и Развития в их совместном программном документе «Лучший Мир для Всех».


Глава III. Семейные пособия в странах Западной Европы

Семейные пособия в странах Европейского Союза: общие тенденции и различия

Между странами-членами Европейского Союза достигнут консенсус в отношении принципов, в соответствии с которыми страны выполняют взятое на себя обязательство по защите семьи. При этом цели и содержания семейной политики в этих странах значительно различаются.