Семейные пособия: международные нормы и зарубежный опыт: Учебно-методическое пособие, страница 14

Значение семейных пособий и налоговых льгот для поддержания уровня жизни семьи варьирует, таким образом, весьма значительно не только между разными странами, но и между различными категориями семей в одной и той стране. Так, например, семейные пособия в сочетании с налоговыми освобождениями добавляли 1% к средней заработной плате кормильца в семье с одним ребенком во Франции, и при этом почти 50% - в семье с тремя детьми. Эти показатели в Германии, например, составляют соответственно 6% и 21%; что в принципе близко к средним показателям по Европейскому Союзу (Social Protection in Europe, European Commission, 1993).

Пособия на детей в странах Северной Европы[7]

В начале 90-х годов самый высокий уровень денежных пособий на детей (в среднем на одного ребенка в год) среди стран Северной Европы выплачивался в Норвегии (10 126 норвежских крон), за ней следовала Швеция (из расчета 8 223 норвежских крон), затем Исландия и Дания (соответственно 7 546 и 7459 норв.крон) и, наконец, Финляндия (5 845 норв.крон).

В Исландии, Норвегии и Швеции пособия на детей выплачиваются до достижения ими 16 лет, в Финляндии – 17 лет, а в Дании – 18.

Обычно размер пособия растет в зависимости от количества детей в семье. В Финляндии и Норвегии размеры пособия увеличиваются в зависимости от числа детей, до пятого ребенка. В Швеции размер пособия увеличен для многодетных семей с количеством детей более трех.

В Дании, напротив, размер базового пособия уменьшается с возрастом детей. Например, пособие на детей до трех лет выше (6600 дат.крон), чем выплата на детей от 4-х до 18-ти лет (5600 дат.крон). Однако при этом, существует дополнительная регулярная выплата в твердом размере на детей, начиная со второго ребенка (по 5000 дат.крон).

Для детей из неполных семей либо выплачивается специальное пособие (Дания), либо базовое пособие в увеличенном размере (Исландия, Норвегия), либо имеются налоговые освобождения (Финляндия). В Швеции нет различий в размерах пособий в связи с этим критерием.

Механизмы финансирования

Большая часть стран Европейского Союза финансирует семейные пособия из общих налоговых поступлений, хотя в ряде стран семейные пособия традиционно включались либо до сих пор включены в систему социального страхования (Франция, Бельгия, Греция, Италия, Испания, Люксембург, Португалия). В некоторых из стран установлен отдельный страховой тариф на выплаты семейных пособий, в других эти расходы покрываются из общего страхового тарифа (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Там, где установлен специальный страховой тариф, в целом, он обычно составляет 2-3% от фонда заработной платы, исключение составляет Франция, где страховой тариф на семейные пособия особенно высок – 5,4 %, выплачиваемые работодателем. Следовало бы ожидать, что финансируемые из социальных страховых взносов пособия будут связаны с занятостью получателя, однако этого не происходит во Франции, да и в Бельгии имеет все меньшее практическое значение.

Семейные пособия редко подлежат налогообложению, практикующие это страны в Европейском Союзе скорее составляют исключение, чем правило – Греция, Испания, и лишь частично Франция и Финляндия.

Связь с программами борьбы с бедностью

Ни в одной из рассматриваемых стран семейные пособия, а также дополнительные к ним пособия не предусмотрены в целях поддержания семей без других источников дохода. Если семейные пособия и преследуют цели борьбы с бедностью, они, тем не менее, должны дополняться пособиями социальной помощи, на которые должны иметь право все без исключения семьи с детьми.

Практически все страны Европейского Союза, кроме четырех, имеют универсальные системы гарантированного дохода. Четыре оставшиеся страны, а это страны Южной Европы, также имеют системы социальной помощи, которые, однако, не распространяются на все категории населения с низким доходом независимо от места проживания. Таким образом, в этих странах не может быть гарантировано, что семья, пребывающая в состоянии бедности даже после получения семейного пособия, получит дополнительную помощь.

Некоторые страны развивают программы помощи по категориям семей, например, семьи с одним родителем во Франции, другие подходят к борьбе с бедностью в рамках одной программы для разных жизненных ситуаций. В Великобритании предоставляется пособие семьям, где кормилец занят полное рабочее время, однако такая семья не может иметь право на пособие в системе гарантированного дохода (социальной помощи).

В нескольких странах, а именно в Великобритании, Германии, Франции и Нидерландах, имеются отдельные системы предоставления жилищных пособий с проверкой дохода, нацеленные на корректировку доходов семей в связи с изменениями квартплаты. Это связано со стремлением, с одной стороны, несколько упростить управление сложной системой гарантированного дохода и, с другой стороны, предоставлять помощь в оплате жилья на несколько других условиях, чем общую социальную помощь. Эти пособия предоставляются в дополнение к системе субсидируемого жилья, формы и распространенность которого очень разнообразны в разных странах. Однако, следует упомянуть, что большинство систем так называемого социального жилья предусматривают в качестве приоритета помощь семьям с детьми.

Размеры семейных пособий

Вопрос сравнения последствий действия государственной политики на жизнь семьи в разных странах предполагает много осторожности и методологических ограничений. Полученные результаты сравнения, как правило, лишь частичны, сильно зависят от выборки, от предложенных гипотез и от методики обследования. Добротные и глубокие работы в этой области приводят обычно к результатам, которые более или менее достоверны, но относятся лишь к семьям того или иного типа. Эти результаты нельзя экстраполировать для более широкой оценки в национальном масштабе, тем более рискованно вычислять на их основе средние агрегированные данные.

Размер пособий на детей варьирует от страны к стране в зависимости от уровня дохода, типа семьи, количества и возраста детей. При сравнении этого размера в разных странах следует также учитывать тот факт, делается ли это сравнение до или после вычета из семейного бюджета расходов на оплату жилья и дошкольные учреждения.