Семейные пособия: международные нормы и зарубежный опыт: Учебно-методическое пособие, страница 20

К тому же налоговый характер предоставляемого в федеральном масштабе пособия (НПР) приводит к значительной временной разнице между фактом изменения семейной ситуации и выплатой. Этот период ожидания может занимать в крайних случаях до 18 месяцев. В то время как системы социальной помощи, управляемые на уровне провинций, реагируют на изменения в семейном положении практически сразу.


Глава V. Особенности реформирования системы семейных пособий в странах с переходной экономикой

Основные этапы реформирования

Основной целью социальной политики в отношении семьи в странах Центральной и Восточной Европы на первом этапе переходного периода (1989-1992 годы) было смягчение негативных последствий, вызванных отменой системы субсидирования цен. Среди основных стратегий решения этой задачи можно выделить придание пособиям на детей (иждивенцев) универсального характера, увеличение размера этих пособий за счет дополнительных денежных выплат (компенсаций) и создание механизмов индексации.

В целом, в этот период можно было говорить об обеспечении более широкого охвата населения пособиями на детей (иждивенцев):

-  В Венгрии в 1990 году выплата пособий на детей приобрела универсальный характер;

-  В Чехии и Словакии выплата этих пособий по-прежнему связывалась с трудовой деятельностью кормильца, однако была введена универсальная схема компенсации роста цен;

-  Связанная с трудовой деятельностью кормильца семьи в Болгарии и Польше в начале переходного периода, система пособий на иждивенцев была затем распространена на лиц, получающих более высокий доход. Это было сделано в целях защиты всех семей от тягот переходного периода и для упрощения административных процедур;

-  В Румынии система пособий на иждивенцев стала универсальной в 1993 году;

-  В России универсальная система выплат на детей была введена в 1994 году на основе объединения многочисленных выплат и компенсаций.

Естественно, в странах, где получение пособия связывалось с трудовой деятельностью кормильца семьи либо с его страховым стажем, охват оставался более узким.

Успехам, связанным с расширением охвата населения пособиями, постоянно сопутствовала проблема неадекватной индексации пособий. В целом, реальный размер пособий значительно сократился по сравнению с допереходным периодом. Введенная система компенсаций не могла полностью остановить развитие этой тенденции. Снижение реальной стоимости пособий на детей (иждивенцев) было еще более значительным, чем снижение реальной заработной платы, так как их корректировка обычно происходила не автоматически, а на основе специальных, нерегулярных решений. Во многих странах бывшего Советского Союза падение реальной стоимости пособий на детей было также связано с привязкой размера этих пособий к величине минимальной заработной платы.

Однако, хотя снижение уровня реальной заработной платы или занятости не было остановлено, принятие вышеупомянутых мер было в основном прекращено после 1992 года. Кроме того, незначительный экономический рост, наметившийся в некоторых странах во второй половине 90-х годов, сопровождался усилиями по общему сокращению государственных расходов путем снижения объемов ассигнований на пособия на иждивенцев и на услуги для детей, а также путем введения адресности.

В результате, в период после 1989 года резко упали государственные расходы на выплату пособий семье, главным образом по причине изменения государственной политики в отношении семьи, а также резких сдвигов в тенденциях занятости, брачности и фертильности взрослого населения младшей и средней возрастных групп. Хотя острота экономического кризиса и стала основанием и первопричиной сокращения пособий и выплат семье, не менее важную роль сыграли в этом процессе изменения в политических установках.

Дело в том, что следующий этап переходного периода характеризовался ростом дифференциации в доходах семей. Общее снижение доходов населения постепенно переставало быть единственной причиной систем поддержки. Система семейных пособий, в свою очередь, более не использовалась в качестве «амортизатора» потрясений переходного периода, вместо этого стали предприниматься попытки по выравниванию уровня доходов между бедными и богатыми, т.е. вертикального перераспределения.

На системы семейных пособий также влияли разнообразные решения, принимаемые в целях изменения структуры социальных пособий в целом. При этом наблюдались иногда противоположные тенденции. Например, в Чехии и Словакии более высокие размеры пособий стали выплачиваться на детей более старшего возраста, исходя из того положения, что более старшие дети обходятся дороже. В других странах, как например, в Польше и Азербайджане, семейные пособия выплачивались по единой ставке. Однако, системы, при которых более высокие размеры пособий получают дети младшего возраста (как в большинстве стран бывшего СССР) или многодетные семьи (Эстония, Армения, Венгрия), как правило, лучше способствуют выравниванию доходов по вертикали и уменьшению абсолютной бедности. Доходы семьи обычно увеличиваются со временем, таки образом система семейных пособий должна служить выравниванию доходов семьи в течение жизненного цикла и противодействовать временной бедности.

Опыт доказывает, что именно целенаправленная политика поддержки семьи, включая развитие системы детских пособий, различные льготы матерям, натуральное субсидирование дошкольных учреждений, является мощным инструментом защиты благополучия ребенка и семьи в период перехода к рыночной экономике. В социалистический период был накоплен богатейший человеческий капитал, в том числе и благодаря постоянным мерам по поддержке материнства и детства. Однако сформировавшаяся в прошедший период структура выплат и субсидий, безусловно, потребовала адаптации к изменившимся условиям.