Семейные пособия: международные нормы и зарубежный опыт: Учебно-методическое пособие, страница 7

С одной стороны, развивалась организация выплат денежных семейных пособий, с другой - проводились реформы, направленные на улучшение материального обеспечения детей. Введение бесплатного образования было дополнено организацией бесплатного питания и медицинского обслуживания в школах. Приоритет отдавался семьям с детьми и при распределении субсидируемого жилья. В налоговой системе стали предусматриваться налоговые льготы для кормильцев с большой семьей. Таким образом, термин “семейная помощь” постепенно стал подразумевать не только денежные семейные пособия, но и все остальные льготы для семьи.

Первым документом Международной организации труда, прямо связанным с семейной помощью, стала Рекомендация № 67 по защите доходов от 1947 года. В ней говорится, что “общество должно обычно сотрудничать с родителями в проведении общих мероприятий по оказанию помощи с целью обеспечения благосостояния детей, находящихся на иждивении родителей”. Рекомендация указывает на необходимость введения не только денежных пособий на детей, но и различных льгот, пособий в натуральном выражении, таких как бесплатное или субсидированное детское и школьное питание, дешевое жилье для многодетных семей и так далее.

Хотя пособия на детей в тот период еще не были официально признаны в качестве отдельной отрасли социального обеспечения, Рекомендация делает уточнение, что они должны быть фиксированных размеров, независимо от дохода родителей, и составлять определенную часть расходов по воспитанию ребенка, при этом сумма должна увеличиваться с возрастом детей. Право на пособие должно предоставляться всем детям, кроме тех, кто уже получает помощь по системе социального страхования, например сироты или дети получателя пособия по системе социального страхования.

Не отдавая предпочтение тому или иному виду помощи, Рекомендация указывает на преимущества натуральных видов пособий, когда речь идет о воспитании ребенка в здоровых условиях, и денежных пособиях, если речь идет о многодетных семьях.

В 1952 году, когда Рекомендация была инкорпорирована в Конвенцию о минимальных стандартах социального обеспечения № 102, этот социальный риск был определен довольно просто “ответственность по содержанию детей”. Конвенция допускает короткий квалификационный период, обеспечивающий право на пособие и который с учетом национального законодательства не должен превышать трех месяцев уплаты страховых взносов или занятости либо 12 месяцев проживания. Пакет возможной помощи семье был расширен и стал включать:

a)  регулярные выплаты на ребенка; и/или

б) продукты питания, одежду, жилье, каникулы, помощь на дому, т.е. натуральные виды помощи.

Сочетание денежной помощи и обслуживания означает, что минимальный размер семейной помощи не может быть определен так, как это делается в других видах социальной защиты. Странам, ратифицирующим Конвенцию, предписано установить минимальный размер общей семейной помощи следующим образом:

Статья 44. Общая сумма пособий, предоставляемых подлежащим обеспечению лицам,… должна составлять:

a)  3 процента заработной платы обычного взрослого неквалифицированного рабочего мужского пола, …помноженные на общее число детей, принадлежащих подлежащим обеспечению лицам; или

б) 1,5 процента от указанной заработной платы, помноженные на общее число детей всех жителей.

В то же время осталось еще много стран, которые до сих пор еще не смогли ввести семейные пособия. Интересно отметить, что в 1940 году только семь стран имели программы с полным набором семейных пособий. Постепенно их число росло, и в 1997 году таких национальных программ уже было 86.

Становление государственных систем семейных пособий

Первые коллективные системы семейных пособий появились в отраслях промышленности и торговле в начале 20-х годов ХХ века. С ростом требований общего увеличения зарплаты, предприниматели в Бельгии и Франции стали выплачивать надбавки рабочим в зависимости от числа детей в семье. Затем с целью избежания чрезмерных расходов на эти надбавки и дискриминации в отношении многодетных мужчин при поиске работы, работодателями стали создаваться компенсационные кассы, призванные уравнять издержки на работника. Введенные в отдельных отраслях, в отдельных местностях или во всей промышленности эти кассы действовали по принципу страховых фондов, подобно фондам взаимопомощи для работников с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием.

И в настоящее время большая часть национальных программ основана (с известными вариантами) на принципах социального страхования. В этом случае пособия (обычно единого размера) выплачиваются непосредственно работодателем, который управляет соответствующей компенсационной кассой и регулирует свои расходы с администрацией системы семейной помощи. Хотя право на семейную помощь обусловлено наличием рабочего места и принадлежностью к охватываемой категории работников, оно не теряется в случае временной нетрудоспособности, безработицы, инвалидности и в случае выхода на пенсию. В случае смерти работника, семейные пособия могут быть заменены на пособия в случае потери кормильца.

Появившись в частном секторе, системы социальной семейной помощи со временем были переведены под государственный контроль и управление, подобно другим видам социальной защиты. Там, где охват системы достиг всех работников по найму, некоторые страны ввели подобные меры защиты и для независимых работников, работающих не по найму. В таких случаях система защиты, финансируемая работодателями, независимыми работниками, с возможными субсидиями от государства или специальными налогами, управляемая органами, непосредственно указанными в законодательстве, приближается к государственной системе защиты.

Впервые государственная система семейной помощи появилась в Новой Зеландии в 1926 году. Сначала она предназначалась для помощи малообеспеченным семьям, но это ограничение вскоре было снято. Как и в любой другой универсальной государственной системе, выплата семейных пособий не зависит от работы и заработка родителя. Главным квалификационным условием является период проживания семьи в данной стране, например 12 месяцев. Он может быть увеличен, если родитель родился за границей или является иностранцем (подобные условия могут касаться и ребенка). Большинство государственных систем делают уточнение - денежное семейное пособие принадлежит или выплачивается матери.