Сборник материалов семинара «Проблемы довузовской подготовки в МГСУ», страница 9

Эта задача определила путь развития нашего учебного заведения и привела к созданию гуманитарной гимназии глобального образования, проект которой “Земля - наш общий дом” получил грант Сороса и вызвал интерес как у российских педагогов, так и за рубежом.

Внедрение концепции глобального образования велось в гимназии по следующим направлениям:

воспитание граждан с планетарным мышлением, подкрепленным глубоким знанием иностранных языков и ориентированным на создание духовных и материальных ценностей в настоящем и будущем страны;

 - приобретение кросс-культурной грамотности на основе собственной национальной культуры и формирование толерантности, отношения к людям с позиции общечеловеческих ценностей, что, в свою очередь, предполагает знание внутренних и внешних процессов, влияющих на человека;

- приобретение учащимися знаний, нравственных и гражданских сил, достаточных для освоения культуры как целостной системы;

формирование разумного подхода к потреблению.

Достичь всего этого было практически невозможно без специальной единой гуманитарной программы, учебных планов и той особой структуры, которая отличала бы глобально ориентированную гимназию от других учебных заведений.

Глобально ориентированный учебный план, включая дисциплины с традиционными наименованиями, позволил найти точки пересечения областей знаний с помощью концептуальных тем, которые стали своеобразной “вертикалью” для различных учебных предметов, наполняя их глобальным содержанием. При таком подходе знания по предметам прорастают тысячами нитей в другие дисциплины и, накладываясь, друг на друга, создают целостное представление о мире в пространстве и времени.

Выбранная концепция позволила поставить в центре учебного процесса слово “культура” и определила подход к проблемам овладения иностранными языками и другими предметами, расширяя спектр их изучения.

Педагогический коллектив гимназии находится в постоянном поиске новых форм работы и развития образовательных структур, направленном на повышение качества, эффективности образовательного процесса. Необходимость дифференцированного индивидуального подхода к личности ребенка потребовала создания “разноуровневой” формы обучения, которая сегодня обеспечивает каждому учащемуся возможность выбора дисциплин - для базового или углубленного изучения и приводит к созданию индивидуальных программ.

Одним из важнейших шагов в освоении современных образовательных технологий стал постепенный переход от гуманитарной гимназии к модели многоступенчатого образовательного учреждения непрерывного образования: Детский сад - Гимназия - Вуз.

В первую очередь, переход к новой форме образовательного учреждения был подготовлен необходимостью расширения эксперимента, проводимого в гимназии, на дошкольное образование. Это давало возможность сделать процесс воспитания молодого поколения наиболее эффективным, обеспечивая плавный, естественный переход ребенка из начальной школы в среднее звено, погружая младшего школьника в атмосферу той среды, которая царит в гимназии.

Сегодня детский сад - это целый комплекс, работающий по системе Л.В.Занкова, суть которой заключается в согласовании ведущей роли учителя с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, к его индивидуальности. В таком процессе обучения активнее происходит социализация ребенка, овладение им новыми нормами отношений. Эта система обеспечивает условия для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира. Достигается это в ходе реализации дидактических принципов общего развития учащихся.

Забота о будущем выпускников гимназии на определенном этапе определила перед педагогическим коллективом новую задачу: поиски контактов с вузами, которые заинтересованы в молодом человеке с планетарным мышлением и готовы к совместной работе по воспитанию такого человека.

Сотрудничество с Московским Государственным социальным университетом (МГСУ) показало, что в нем работают люди, которые, как и мы, находятся в поиске. Результатом совместной работы первоначально стал Лицей, деятельность которого позволила ликвидировать разрыв между гимназией и вузом, обеспечила преемственность и непрерывность образования от детского сада до университета.

Сегодня гимназия - филиал МГСУ. Совместная деятельность позволила создать единый воспитательный блок с общими целями и задачами, работать над едиными программами высшей и общеобразовательной школ, решать кадровые вопросы.

Постепенно гимназия осваивает методические принципы высшей школы, идя по пути создания научных обществ учащихся.

Сегодня - это создание научного общества, в которое входят, исходя из общих задач подготовки творческой личности, студенты и гимназисты.

Сегодня - это налаживание связей с промышленными предприятиями для организации студенческой практики. Главное - идти вперед!


Котомина Елена Владимировна

Директор школы-лаборатории №1998 “Лукоморье”

С 1998г. на базе школы педагогический коллектив начал отрабатывать модель по интеграции оздоровительно-образовательного процесса для детей инвалидов и детей с хроническими соматическими заболеваниями. В ходе работы по этой модели остро встал вопрос о социальной защищенности наших выпускников.

Мы долго искали базовые ВУЗы для дальнейшего обучения наших выпускников. Но работать только на поступление детей, на “престиж” учреждения было не совсем в наших интересах.

Мы хотели найти ВУЗ, который был бы заинтересован в той же социальной проблеме, которой занимаемся мы; организовать совместную научную работу, реализацию ее в непосредственной практике образования, т.к. являясь единственной, в своем роде, школой для детей с хроническими соматическими заболеваниями, найдя поддержку в медицинской науке, нам необходима была такая же поддержка в социально-педагогическом направлении.