Сборник материалов семинара «Проблемы довузовской подготовки в МГСУ», страница 4

С изменением экономической, политической, социально-культурной ситуации в стране связано и новое понимание содержания проблемы выбора профессии. С одной стороны, мы наблюдаем сложный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые претерпевают изменения в современных условиях. С другой стороны, появившиеся в последнее время новые перспективные профессии и специальности, многие из которых предлагаются в МГСУ, не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. Все это приводит к тому, что неопределенность ценностных представлений о профессии смещает ориентиры: профессия выступает не как существенная часть жизни, а как средство для достижения определенного образа жизни. Результатом является растерянность не только старшеклассников, но и родителей, педагогов, которые стараются оказать им помощь в выборе профессии и подготовке к поступлению в вуз.

Исходя из этого, информационно-профориентационная деятельность Лаборатории и УДППО МГСУ представляет собой разработку и внедрение различных форм профориентационной работы, ориентирующих молодежь на специальности социальной сферы России.

Это предполагает, в частности:

систему работы по предоставлению старшеклассникам необходимой информации о вузе и его специальностях (на днях открытых дверей, на собраниях абитуриентов и их родителей, на профориентационных лекциях, а также используя возможности Internet);

оказание им помощи в осознанном выборе специальности путем психологически грамотного ознакомления с назначением, ценностями, содержанием того или иного вида профессиональной деятельности, особенностями его освоения и реализации;

организацию работы по проведению вузовских олимпиад по дисциплинам вступительных экзаменов и специальным дисциплинам;

организацию профильных и лицейских классов.

Эти направления предоставляют старшеклассникам возможности самим оценить свои силы и знания, а также увидеть себя в будущей профессии.

Особое внимание хотелось бы обратить на немалую роль в этой деятельности студентов. В рамках программы “Абитуриент” в прошлом учебном и текущем году проводились выступления агитбригад в различных учебных заведениях г. Москвы и МО. Особую активность при этом проявила агитбригада Центра творческого развития личности АСР.

Перспективным направлением является и создание студенческого волонтерского отряд, целью деятельности которого будет оказание помощи школьникам в профессиональном самоопределении. Но в этом необходима, конечно же, помощь Академий.

Исследовательская деятельность предполагает:

проведение исследований в области содержания и методики профориентационной работы в образовательных учреждениях Москвы и Московской области по специальностям МГСУ;

осуществление мониторинга психолого-педагогических проблем довузовской подготовки молодых людей.

И здесь необходимо выделить две основные проблемы:

1-проблемы, возникающие у молодых людей, 1-2 и более лет назад закончивших школу. Это проблемы, связанные со сложностями в подготовке по дисциплинам вступительных экзаменов. Если старшеклассники подготовлены к восприятию информации, предоставляемой им на подготовительных курсах, то для этой категории молодых людей возникают сложности, в первую очередь, с такими дисциплинами, как литература и русский язык, а следовательно, с написанием сочинения (что и демонстрируют результаты вступительных экзаменов). В связи с этим, встает проблема организации своеобразного рабфака – подготовительного отделения для работающей молодежи.

2 - вторая группа – это психолого-педагогические проблемы непосредственно процесса подготовки к экзаменам и сдачи их. Умению сдавать экзамен никто и нигде специально не учит, несмотря на то, что это довольно сложное в психологическом плане испытание. Более того, вузовские вступительные экзамены кардинально отличаются от школьных выпускных. Редко когда старшеклассники и их родители это учитывают, что приводит к печальным последствиям: не сумел абитуриент мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями – в результате получил меньшее количество баллов.

Эти проблемы определили актуальность консультационно-диагностической и тренинговой деятельности.

Консультационно-диагностическая - это деятельность по определению профессиональной пригодности и соответствия выбранной специальности общей направленности личности абитуриента, а также оказание помощи старшеклассникам в осознанном выборе специальности.

Нередко старшеклассники имеют довольно расплывчатый образ будущей профессии (о чем уже упоминалось выше). Молодой человек не задумывается, какие возможности открывает данный вид деятельности, какие требования предъявляет, что хотелось бы получить в результате освоения той или иной специальности, какие личностные качества он хотел бы реализовать (тест).

Данное направление включает в себя:

функционирование психологического кабинета профессиональной диагностики;

организацию индивидуальных занятий со старшеклассниками по выявлению профессиональных установок личности, повышению уровня самосознания на этапе выбора профессии и т.д.;

организацию регулярных психолого-педагогических консультаций для старшеклассников и их родителей.

Тренинговая деятельность предусматривает организацию групповых занятий, направленных на:

активизацию процессов профессионального и личностного самосознания старшеклассников (деловые игры, тренинги и др.);

на выработку навыков конструктивного общения, позволяющих более успешно вести себя во время экзамена;

психотехнических навыков, не только повышающих эффективность подготовки к экзаменам, но и, вообще способствующих развитию навыков мыслительной работы.