Сборник материалов семинара «Проблемы довузовской подготовки в МГСУ», страница 13

Продвинутость образовательных программ заключается в их содержа тельном аспекте, который предусматривает профессиональную подготовку учащихся в соответствии с требованиями первого уровня высшего профессионального образования. Фактически это означает вынесение ряда дисциплин (или их части) учебного плана вуза в систему среднего образования через систему довузовского образования. Изучение продвинутых дисциплин способствует формированию у учащихся не только профессиональных знаний, умений и навыков, но четких мировоззренческих позиций и осознанных профориентационных установок, и, что немаловажно, делает возможным сокращение срока обучения непосредственно в вузе, так как предполагает перезачет продвинутых дисциплин на основании аттестации студентов. Таким образом, система довузовского образования - начальный этап подготовки специалиста с высшим социальным образованием.

Систему непрерывного социального образования следует рассматривать как логистическую систему - адаптивную систему с обратной связью, выполняющую логистические функции, состоящую из нескольких подсистем и имеющую развитые связи с внешней средой. С точки зрения логистики данные подсистемы (довузовского образования, высшего образования и заказчика специалистов) представляют собой звенья логистической системы, под которыми понимаются “некоторые социально и (или) функционально обособленные объекты, не подлежащие дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза логистической системы, выполняющие свою локальную целевую функцию, связанную определенными логистическими активностями”. Звенья логистической системы взаимосвязаны в едином процессе управления различными потоками. Состав системы, ее границы определяются исходя из цели деятельности логистической системы.

Звенья логистической системы представляют собой элементы, преобразующие входящие в них потоки путем осуществления логистической активности (логистической операции). Под логистической операцией автор понимает определенный вид работ. Совокупность логистических операций, направленных на решение определенного вида задач, образует логистическую функцию, что адекватно понятию направление деятельности.

Упорядоченная совокупность звеньев логистической системы, функционирование которых направлено на реализацию конкретной цели, представляет собой логистическую цепь. С точки зрения автора, в данном случае понятие логистическая цепь адекватно понятию целевая подсистема.

Результативное функционирование и постоянное развитие системы непрерывного социального образования обеспечивается организацией ее деятельности в соответствии с основными принципами логистики.

Исходя из специфики образовательной системы как одного из самых главных компонентов, обеспечивающих воспроизводство производительных сил и интеллектуального потенциала общества, особую значимость приобретает реализация следующих логистических принципов:

1. Системность: выделение перемещающихся и изменяющихся объектов в качестве отдельной управляемой подсистемы и применение по отношению к ней системного подхода - формирование потока.

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале. Традиционно в научной литературе принято выделять материальный, информационный и финансовый потоки. В связи с особенностью деятельности в сфере реализации образовательных услуг авторы считают возможным выделить отдельно кадровый поток и поток учащихся, причем поток учащихся является центральным в общем логистическом потоке системы.

2. Конкретность: четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с временными, экономическими, социальными и другими требованиями.

3. Конструктивность: диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения.

4. Координационность: координация действий непосредственных и опосредованных участников движения.

5. Открытость: осуществление тесного сотрудничества с институтами внешней среды.

6. Гибкость: встроенность в систему механизмов, дающих возможность прогнозировать тенденции изменения состояния внешней социальной среды и вырабатывать адекватные им действия. При значительных колебаниях стохастических факторов внешней среды система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации.

7. Целостность: содействие доведению управляющих воздействий до всех структурных составляющих системы, развитию между ними информационного сотрудничества, направленного на достижение главной цели. Предусматривается оценка системы как единого целого, состоящего из взаимодействующих, разнокачественных и разнородных, но совместимых по ориентации на конечные результаты элементов.

8 Интегративность: искомые качества присущие лишь системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности. Наличие интегративных качеств показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств ее элементов, но не определяются ими полностью.

9. Качественность: всеобщее управление качеством - обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента системы для обеспечения общего качества образования выпускника-специалиста.

10. Квалифицированность: признание за наличием квалифицированных кадров самого важного ресурса всех элементов системы.

11. Превентивность: предупреждение возникновения отклонений и диспропорций, а не возможное устранение их отрицательных последствий.

Применение логистического подхода при организации системы непрерывного образования обуславливается взаимозависимостью всех составляющих системы, непрерывностью процесса подготовки специалистов, необходимостью оперативного реагирования на изменение параметров внешней среды и т. д.

На сегодняшний день логистический подход фактически не адаптирован к системам социального характера. Однако именно его применение позволит создать гибкую, открытую и развивающуюся систему непрерывного социального образования.