Составление биографических очерков исторических личностей. Комментарий исторических источников, страница 6

По итогам семилетнего плана 1959–1965 гг. объем сельскохо­зяй­ствен­ной продукции увеличился лишь на 14%, что вызвало невыполнение плана в лёгкой и пищевой промышленности. Поэтому XXIII съездом КПСС и по­сле­дующими пленумами ЦК были намечены программы, обеспечивающие вы­со­кий уровень развития сельского хозяйства.

Впервые в истории страны XIV съезд партии (1971 г.) выдвинул в ка­чес­т­ве ос­новной экономической задачи обеспечение значительного подъёма материального уровня жизни населения на основе высоких темпов роста со­циалистического производства и ускорения роста производительности труда. Рост материального благосостояния должен повышаться за сёт роста реаль­ных доходов людей. Предусматривается рост производства предметов по­т­ре­б­ления. Огромный размах приобретает жилищное строительст­во. План на 10-ю пятилетку представляет собой непосредственное продолжение предшест­ву­­ющего. Следующий съезд (1976 г,) разработал экономическую стратегию в условиях развитого социализма.

Реализуя решения XXVI съезда, майский пленум ЦК КПСС принима­ет рассчитанную на 10 лет продовольственную программу, предусматриваю­щую меры по укреплению материально-технической базы сельского хозяйс­тва, увеличению его основных производственных фондов, повышению эф­фек­тив­ности производства. Впервые промышленный комплекс выделяется, как самостоятельный объект планирования и управления. Предусматривают­ся меры по социальному переустройству села. Необходимость данной прог­раммы была вызвана значительным улучшением благосостояния населения страны, но неудовлетворительным положением со снабжением продуктами питания.

5. Согласившись в годы Великой Отечественной войны на частичное восстановление Церкви, Советское правительство хотело воспользоваться её влиянием в международных отношениях. Московский Патриархат возобно­вил общение почти со всеми Православными Церквями, главы или предста­ви­тели которых прибыли на Поместный Собор 1945 г. 10 IV 1945 г. было да­но разрешение на открытие новых духовных учебных заведений и к 1947 г. ра­ботало уже 8 семинарий и 2 академии. Открывались новые приходы, вос­ста­навливались монастыри. Однако местное руководство активно сопротив­лялось открытию новых храмов. ЦК ВКП(б) в 1947 и в 1949 годах прини­ма­ет постановления об усилении антирелигиозной пропаганды, которые вызы­вают очередные вспышки репрессий.

О по­ло­же­нии Церкви в пос­­ле­во­ен­ные го­ды в ка­кой-то ме­ре говорят дан­ные об из­ме­не­­нии числа при­ходов и свя­­щенников в Со­ветском

Сою­зе.

После сме­р­ти Сталина были условно досрочно освобождены все, отси­девшие две трети срока. Но надежды верующих на установление спокойной церковной жизни не оправдались, поскольку окружение Хрущёва восприни­мало борьбу с Цер­ковью, как составную часть борьбы за преодоление пос­лед­ствий культа лич­нос­ти. «В смягчении антирелигиозной политики новое руководство страны видело необходимое для преодоления сталинское нас­ле­дие» [2, с.39]. В 1954 г. приняты постановления об ошибках в антирели­ги­оз­ной пропаганде и о мерах по её улучшению. В вузах введён курс научного ате­из­ма. Широкая ан­ти­религиозная компания при Хрущеве началась с приня­тия в 1958 г. поста­новлений «О монастырях в СССС» и «О налоговом обло­же­нии доходов пред­приятий епархиальных управлений, а также доходов мо­нас­ты­рей». «Секрет­ным постановлением Совмина СССР от 16 января 1961 г. «Об уси­лении кон­т­роля за деятельностью Церкви», отменившем все зако­но­да­тельные акты, при­нятые в годы Великой отечественной войны и первое пос­ле­военное пяти­ле­тие, было положено начало реформе государственного кон­троля над ней». [2, с.40]. Предписывалась деятельность по следующим ос­нов­ным направ­ле­ниям:

ü перестройка церковного управления;

ü отстранение духовенства от административных и финансовых дел в рели­гиозных объединениях и восстановление органов управления, избранных из числа мирян;

ü перекрытие всех каналов благотворительной деятельности Церкви.

Гонение этого периода отличалось значительным сокращением числа арес­тов. Обвинения сводились к злоупотреблениям в финансовой деятель­ности. К верующим применялся принцип индивидуальной работы, зак­лючав­шийся в увольнении с работы или исключении из учебного заведения, лише­нии верующих родительских прав. К борьбе с верующими, особенно обра­зо­ванными людьми, подключилась судебная психиатрия.

В результате вмешательства во внутрицерковные дела архиерейский Со­бор 1961 г. вынужден принять дополнения к Уставу Церкви:

ü административная власть в приходе переходит от священника к совету – ста­росте, его помощнику и казначею, которыми могли быть угодные влас­ти и даже неверующие люди;

ü общее собрание верующих должно отныне созываться по мере необходи­мости и с разрешения местных властей;

ü крещение детей стало совершаться в Церкви только с согласия обоих ро­ди­телей, что привело к значительному сокращению числа крещеных мла­денцев.

Перевод духовенства на строго установленные оклады давал возмож­ность контроля над финансовой деятельностью Церкви.

10 XI 1964 г. было принято постановление ЦК ЕПСС «Об ошибках в про­ведении научно-атеистической пропаганды среди населения», осужда­ю­щее акции, оскорбляющие чувства верующих.

Со смещением Хрущева период открытых гонений закончился. На сме­ну административным методам воздействия на верующих пришли идеологи­ческие, как например, введение светской обрядности, замещающей церков­ную. Власти попытались изменить правовое положение Церкви. Так, в 1975г. были внесены изменения в постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 IV 1929 г. «О религиозных объединениях». Церкви не предоставлялось право юриди­ческого лица, но давалась возможность приобретения предметов рели­гиозно­го культа, утвари, транспортных средств, строений для своих нужд в установленном законом порядке. Власти всеми доступными средствами пы­та­лись предотвратить приход в Церковь людей с высшим светским образо­ва­нием. Ог­раничивалась возможность получения богословского образования. Про­­дол­жало снижаться число приходов и священнослужителей.