Составление биографических очерков исторических личностей. Комментарий исторических источников, страница 3

Практически все партийные лидеры изначально считали его второсте­пен­­ным, зависимым от главной задачи – осуществления пролетарской рево­лю­ции. Значительная часть большевиков вообще игнорировала проблему на­циональ­но­го самоопределения, полагаясь на «пролетарский интернаци­о­на­лизм» и выс­ту­пая сторонниками унитарного государства. Другая часть выс­ту­пала сторонни­ка­ми права на самоопределение трудящихся. Ленин занимал бо­лее осторожную по­зицию. Отвергая идею «культурно-национальной авто­но­мии», принятую в про­граммах ряда социал-демократических партий За­па­да, он ставил вопрос о желательной для большевиков форме национального самоопределения в зави­си­мость от конкретно-исторических условий и от то­го, как будет развиваться «ре­волюционная борьба пролетариата». В то же вре­мя Ленин – сторонник цент­ра­ли­зованного государства и автономизации жи­вущих в нем народов. Необходим был специальный анализ, который сле­до­вало поручить представителю на­цио­наль­ных меньшинств. За И.В. Стали­ным закрепилась роль в партии как спе­ци­а­лис­та по национальному вопросу. Его «разработки» были сходны с мыслями са­мого Ленина. Сталин даёт оп­ре­деление нации – общность территории, языка, культуры – и приходит к вы­во­ду о необходимости областной автономии в России для Польши, Фин­лян­дии, Ук­раины, Литвы, Кавказа. Возглавив после ре­волю­ции Народный комис­са­ри­ат по делам национальностей, Сталин мало изменил свою позицию. Он стоял за создание как можно более крупных независимых го­сударственных объе­ди­нений в составе России с учетом их национальной спец­иф­ики.

Но значение национального вопроса для России большевиками было явно недооценено. В 1918—1921 гг. происходила организация большинства авто­но­мий в составе РСФСР, определение их границ и статуса. Образо­вы­ва­лись трудовые коммуны, автономные советские социалистические республи­ки, автономные области. На тер­риториях под большевистским контролем ут­вер­ди­л­ся принцип федеративного устройства.

Ряд территорий, руководимых национальными правительствами, отпал от России. Взаимоотношения «независимых» республик, созданных на тер­ри­тории бывшей Российской империи, оформлялись путем специальных до­го­воров и со­г­лашений в различных областях. В 1919—1921 гг. была подпи­са­на серия до­гово­ров, которые предусматривали совместные мероприятия по обороне, в сфере хо­зяйственной деятельности, дипломатии. Происходило час­тичное объединение ор­ганов управления, но оно не предусматривало под­чинение высших и цент­раль­ных органов советских республик единому цент­ру. В условиях жесткой централизации, присущей периоду военного комму­низ­ма, постоянно возникали конфликты между центральными и местными властями. В рядах руко­водителей на местах заметными были националис­ти­чес­кие настроения, поэтому они посто­янно стремились «поднять планку» в статусе своих национально-госу­дарствен­ных образований.

На территории, где к 1922 г. была установлена власть Советов, про­жи­ва­ло 185 наций и народностей. Для их объединения в единое государство су­щество­ва­ли объективные предпосылки, име­ющие глубокие исторические, эко­но­ми­че­с­кие, политические и культурные ос­нования. С момента вхож­де­ния различных на­родов в Россию и присоединения к ней новых территорий, их начинала свя­зы­вать общность исторических судеб, происходили мигра­ции, складывалась еди­ная хозяйственная система страны, основанная на раз­де­лении труда между тер­ри­ториями, создавалась общая транспортная сеть, поч­тово-телеграфная служба, формировался общероссийский рынок, на­ла­жи­вались культурные, языковые и другие контакты. Образование СССР имело и свою политическую подоплеку — необходимость совместного выживания со­з­данных политических режимов. Фактор, препятствующий объединению: ог­раничение и стеснение прав отдельных национальностей.

Для определения наиболее целесообразных и рациональных форм объ­е­ди­нения советских республик в единое государство в августе 1922 г. была соз­дана специальная ко­миссия ВЦИК под председательством В.В. Куй­бы­ше­ва, но наи­бо­лее активная роль в ней принадлежала И.В. Сталину. По состав­ле­нному им про­ек­ту предусматривалось вхождение всех республик в РСФСР на правах автоно­мий. На местах проект вызвал возражения, но в самой ко­мис­сии он получил одоб­рение.

Дальнейшие события характеризуются вмешательством Ленина. Его по­­зи­­ция по поводу объединения была недостаточно определенной, но оче­вид­но, что он был противником сталинского проекта. «Исправить положение» он по­ручил своему заместителю Л.Б. Каменеву, который сам не имел твердых убеж­дений по национальному вопросу. Составленный им проект учитывал по­желания Ленина и, отвергая идею автономизации, предусматривал дого­вор­ный способ государст­вен­ного объединения республик. В таком виде он был одобрен партийным пле­ну­мом.

30 декабря 1922 г. на съезде Советов, где были представлены деле­га­ции РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР, было провозглашено об­ра­зо­ва­ние Со­юза Советских Социалистических Республик (СССР). Союз строился по моде­ли, выработанной в Закавказье. Были приняты соответствующие Дек­ларация, указывающая причины и принципы объединения, и Договор, опре­де­ляющий взаимоотношения между республиками, образующими союзное го­су­дарство. Формально оно учреждалось, как федерация суверенных совет­с­ких республик с сохранением права свободного выхода, механизм которого не предусмат­ри­вал­ся, и открытым доступом в нее. В компетенцию Союза пе­редавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обо­ро­ны, путей сообщения, связи. Высшим органом страны объявлялся Всесоюз­ный съезд Советов, в пере­ры­вах между его созывами — ЦИК СССР, состо­яв­ший из двух палат: Совета Со­юза и Совета Национальностей.