Научно-методические основания к разработке учебного курса "Духовно-нравственная культура", страница 7

[7] многие положения Лихачева о нравственной основе искусства, филологии и др. сфер культуры, высказанные в основном в связи с темой образования и самообразования, содержатся в его книге «Письма о добром и прекрасном», и могут восприниматься не только как советы учащимся, но и как парадигма для преподавания. Лихачев обращает внимание на взаимосвязь этики с наукой и технологией, на взаимосвязь традиционно различающихся областей знания, наконец, на «органическое единство в пределах человеческого поведения» (напр., на единую, а значит, связующую для различных областей деятельности нравственную категорию «стыда») См.: О науке и ненауке. В кн.: Д.С. Лихачев. Русская Культура. с. 331; Экология культуры, там же, с. 93

[8] «Нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства... Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую – религия, а более сложным путем – музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни).». Провинция и великие «малые» города. В кн.: Д.С. Лихачев. Русская культура. С. 155.

[9] экология культуры для Лихачева – это экология всей сферы человеческого бытия, которую ученый называл «культуросферой» или «гомосферой». О «национальной гомосфере» см.: Ценности культуры. В кн.: Лихачев Д.С. Русская культура, с. 205

[10] В методических работах последних лет религия и религиозная культура рассматриваются как неотъемлемая часть такого транслируемого опыта, при этом в преподавании дисциплин этой области подчеркивается необходимость следования принципу культуросообразности – соответствия отечественной культуре учащегося. См., напр.: Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. Монография старшего научного сотрудника гос. НИИ семьи и воспитания.— М., 2004, с. 149

[11] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992, с.22

[12] Там же, с. 436, 463, 489

[13] Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения.- М.: «Республика», 1994

[14] Продуктивность выводов Сорокина для методологии преподавания гуманитарных дисциплин (в частности, из области духовно-нравственной культуры) в ВУЗах уже оценена некоторыми специалистами. В качестве примера опоры на понятия «Социокультурной динамики» в авторских курсах, затрагивающих область духовно-нравственной культуры, можно назвать работы: Камедина Л.В. Проблема духовного смысла литературного творчества. Педагогическая монография.– Чита, 2004; Камедина Л.В. Обретая смысл заново. Опыт прочтения русской литературы в начале третьего тысячелетия. –  Учебное пособие. Изд. 2-е. Чита, 2003.

[15] Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991, с. 636, а также с. 33, с. 517-518

[16] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992, с. 436-437, 466, 489

[17] Там же, с. 489.

[18] «Самые ранние стадии чувственной этики и права – лишь инкубационный период современного кризиса. Благодаря святости и ореолу идеациональных этических ценностей нормы раннечувственной этики и права еще рассматривались как священные и разумные, они все еще обладали моральным престижем и поэтому были действенной регулирующей силой... В процессе дальнейшего разрушения идеациональной системы и заметного роста чувственной этики и права ... пагубные микробы (заложенные в самой системе – А.П.)  становились вирулентными... лишая их (ценности – А.П.) постепенно святости и престижа, покуда последние и вовсе не утратили своего ореола. Эти ядовитые бактерии чувственной этики и права были заложены в утилитарной и гедонистической, то есть в релятивистской и условной, природе этических и юридических ценностей (сенсативной культуры – А.П. выделено автором. – А.П.). Поэтому мы выводим неизбежную «атомизацию» и самоуничтожение чувственной системы ценностей из самого процеса ее исторической эволюции... Вступив на историческую арену как наследник и заместитель христианской морали и законности, современная система чувственной этики и права в процессе своего поступательного движения сеяла семена деградации человека и самих нравственных ценностей. Объявляя их чистыми условностями, она низводит их до уровня утилитарных и гедонистических конструкций, релятивных во времени и пространстве. В хаосе конфликтующих друг с другом норм моральные ценности превращаются в прах, постепенно теряют свою интегрирующую силу и открывают путь грубому насилию. Пафос объединяющей христианской любви уступает место ненависти: ненависти человека к человеку, класса к классу, нации к нации, расы к расе. Физическая сила становится эрзац-правом». Там же, с. 500-502.

[19] ср. характеристику идеалистического права, ограниченную двумя строками: «в свою очередь, занимает промежуточное положение между чувственным и идеациональным правом». Там же, с. 498.