Научно-методические основания к разработке учебного курса "Духовно-нравственная культура", страница 6

В итоге, при всей разнородности и принадлежности различным эпохам, подбираемые по такому принципу памятники культуры и научные работы образуют достаточно последовательный, взаимосвязанный ряд, объединенный общей темой и целью - раскрытием связи нравственных и общественных идеалов с идеалами религиозными.

Подводя итог всему рассмотренному выше, можно сказать, что при разработке учебной программы по Духовно-нравственной культуре, на наш взгляд, наиболее продуктивно исходить, в первую очередь, из понятия экологии национальной культуры, разработанного в трудах академика Д.С. Лихачева. Существенными моментами с точки зрения нашей проблематики здесь являются представление о роли религии и религиозной культуры в системе культуры (в национальном культурном пространстве), а также представление о необходимости преодоления катастрофического разрыва между религиозной культурой нации и другими составляющими национальной "культуросферы" в российском культурном пространстве (речь идет, в первую очередь, о преодолении этого разрыва в измерении национальной памяти – в которой и актуализовано все прошлое культуры; восстановление это - дело не в последнюю очередь системы образования).

Для формирования научного представления о роли религиозной культуры в жизни и развитии общества продуктивно опираться на понятие "идеациональный тип культуры", разработанное и обоснованное в трудах П. Сорокина (а также на характеристики современных мировых цивилизаций, приведенные в работах А. Тойнби). В целом вышеприведенный комплекс понятий может рассматриваться как парадигма для изучения духовно-нравственной культуры.

Одним из основных преимуществ предлагаемых (в качестве научно-методической базы) научных понятий является их "классический" характер, известность и общепризнанность в современной науке работ и имен упомянутых авторов. Предполагаемое такой научно-методической базой преимущественное, или, по крайней мере, первоочередное изучение в рамках курса по Духовно-нравственной культуре пластов религиозной культуры, наиболее повлиявших на формирование всей "культуросферы" нации, обеспечит подлинно историческое изучение духовно-нравственной культуры (в частности, и тех ее форм, которые возникали на этапах секуляризации, и которые также не могут изучаться в отрыве или безотносительно своего исторического места). И в то же время, пользуясь терминами Лихачева, можно сказать, что это будет «культурно-экологическое» изучение духовно-нравственной культуры, т.е. - направленное на сохранение, восстановление и воспроизведение отечественной культуры во всей ее целостности, а значит, весьма актуальное для современности.



[1] ст.1 Федерального закона №309 от 1.12.2007 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»

[2] На конференции была одобрена разработанная при участии специалистов Министерства образования и науки РФ «Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура». Последняя предусматривает, что «ориентировочный образовательный стандарт, примерные учебные программы по учебному предмету «Православная культура» разрабатываются с учетом содержания уже используемых в образовательной практике материалов». Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура». М., 2007, с. 18

[3] некоторое обобщение этого опыта можно найти в изданиях Координационного совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии Русской Православной Церкви, в частности, в альманахе «Православная культура в школе», напр: Православная культура в школе. Учебные программы. Книга 1. Альманах №2, М., 2003

[4] Письмо Министерства образования РФ органам управления образованием субьектов РФ от 22.10.2002. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». В кн.: Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования. Материалы научно-практической конференции (10-11 октября 2002 г.). М., 2003. С. 120-163

[5] наиболее близкими по своей методической базе к принципам, излагаемым в данной статье, являются учебно-методические работы: "Православная культура России": учебная программа для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев. / Сост. Протоиерей Б.И. Пивоваров. – Новосибирск, 2001. Пивоваров Б.И. Православная культура России: учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев. – Новосибирск, 2002.

[6] «Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохраннение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в целом, ее воздействующая сила. А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению». Краеведение как наука и как деятельность. В кн.: Д.С.  Лихачев. Русская культура. с. 169-170