Научно-методические основания к разработке учебного курса "Духовно-нравственная культура", страница 5

Ряд подобных тем иллюстрирует представление о религиозной культуре ("культуре идеационального типа") как истоке культурного развития (в рамках национальной культуры), или формирующем цивилизацию факторе: изучение в рамках вышеуказанных тем "Новгородской Псалтири" и Остромирова Евангелия, "Слова о Законе и Благодати" и истории создания церковнославянского языка и церковнославянской письменности, во-первых, будет опираться на авторитетную научную оценку их роли в истории отечественной культуры[28], во-вторых, позволит легко раскрыть религиозно-культовый характер изучаемых памятников и явлений культуры[29], в-третьих, сделает возможным последовательное и полноценное знакомство с нравственной системой отечественной религиозной культуры – естественно, с аутентичным религиозной культуре пониманием ее нравственных ценностей.

Возможности знакомства с этическим содержанием таких явлений как церковнославянская письменность или церковнославянский язык могут базироваться, например, на положениях работ Д.С. Лихачева, писавшего об особых нравственных характеристиках и нравственных ограничениях, накладывамых употреблением церковнославянского языка, и вытекающей отсюда роли церковнославянского в формировании определенных "этических координат" в языковом пространстве русской культуры (с этой точки зрения интересно возможное противопоставление в языковом пространстве русской культуры лексики, генетически связанной с христианской культурой, и лексики культово-языческого происхождения как этически окрашенных полюсов - "высокой" и "низкой" речи).[30] Этот материал позволяет преподавателю ставить вопрос об этической шкале во всей «языковой картине мира» русской культуры, а также об этической значимости «каждого человеческого слова».

Изучение этического содержания текстов Псалтири и Евангелия (при изучении  Новгородской Псалтири или Остромирова Евангелия), на первый взгляд, не требует особого обоснования, однако стоит заметить, что оно должно отражать взгляд на содержание этих книг, сформировавшийся в самой религиозной культуре Православия. Так, разговор о Евангельской этике невозможен без знакомства с представлением о "перемене образа", "образе Христа" как главном мотиве поведения христианина, и поэтому - об "онтологической новизне" этой этики[31]. Точно также, изучение этической системы, отраженной в "Слове о Законе и Благодати", предполагает раскрытие вынесенного в заголовок произведения противопоставления – базового и для православного понимания истории, и для православного понимания нравственности. В качестве этического содержания Псалтири должно рассматриваться ключевое противопоставление "путей Добра и Зла", которое продуктивно изучать в сравнении с мировоззренческими системами языческих культур или культуры модернизма, не базирующихся на данном противопоставлении[32].

Второе решение проблемы идентификации национальной религиозной культуры как "чужой" – изучение влияния национальной религиозной культуры на "светскую культуру" — предполагает не только методическую опору на современные научные исследования в этой области, но и непосредственное знакомство в рамках курса по духовно-нравственной культуре с самими областями современной гуманитарной науки (в литературоведении, в искусствоведении), которые изучают влияние религии на национальную культуру. Учащийся должен получить представление и об объекте подобных исследований, и о масштабах этих исследований. Это даст представление и о самом явлении – органической связи сфер культуры, традиционно идентифицируемых как "светские", с религиозной культурой общества.

Примерами здесь могут выступать знакомство с библиографическими указателями или периодическими изданиями по данной научной тематике[33], а также изучение религиозного влияния в "классических" текстах национальной культуры. В тематическом плане это может быть реализовано как раздел или тема «Религиозно-этические ценности (или: религиозные мотивы, образы, сюжеты, цитаты и т.п.) в отечественной литературе/искусстве»[34], или же как отдельные темы: «Религиозно-этические ценности в произведениях ...» того или иного отечественного писателя.

Описанную в работах Сорокина связь традиционных этических ценностей с пластами "идеациональной культуры" имеет смысл проиллюстрировать и на примере творчества отдельных классиков отечественной литературы. Приведем только два примера. Так, легко показать связь между культовым характером генезиса нравственных ценностей и нравственными установками автора на материале творчества Н.В. Гоголя, сопоставляя этическую проблематику его "хрестоматийных" художественных произведений с содержанием его последней публицистической работы - "Размышлений о Божественной Литургии", где писатель напрямую связывает категории нравственной жизни с участием в религиозно-культовой жизни общества[35]. Ярким примером того же рода является и взгляд на основные нравственные ценности христианства в романе "Доктор Живаго" Б.Л. Пастернака. Связь нравственного роста и иных измерений духовной жизни в "Стихотворениях Юрия Живаго" (ср.: "дорасти до Воскресенья", "усилье Воскресенья" в стихотворениях "Магдалина", "на Страстной") полезно сопоставить с высказываниями Пастернака о своем романе, где автор прямо декларирует неотрывность для него нравственной проблематики от мистериальной стороны христианства.[36]

Отдельной темой может быть рассмотрено влияние религиозно-нравственных идеалов на общественно-политическую жизнь нации. Кроме уже приведенного примера со "Словом о Законе и Благодати" митрополита Илариона Киевского, ярким случаем изучения такого влияния является исследование В.О. Ключевским в речи "Значение преподобного Сергия для русского народа и государства" влияния религиозно-этических идеалов Сергия Радонежского и его школы на общественную жизнь его эпохи - эпохи "собирания русских земель" вокруг Москвы и освобождения от татаро-монгольского ига, эпохи становления Московского государства. Изучение в рамках курса по Духовно-нравственной культуре этой работы Ключевского продуктивно соединить с изучением памятников художественной культуры той же эпохи, содержанием которых и являются эти религиозно-этические идеалы - например, с изучением "Троицы" Андрея Рублева.