История церковного устава. Храм и его различные названия. Места богослужения христиан в первые III века. Западная архитектура. Храм и его внутренне устройство, страница 9

2.Свещеносец ставит свечу перед иконой Спасителя и становится перед иконой.

3.Священник стоит перед царскими вратами, диакон кадит створки, потом священника.

4.Диакон становится справа от священника лицом к северу и, подняв руку, дерха в ней орарь, обращается к священнику: "Благослови, владыка святый вход".

5.Священник говорит: "Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно и во веки веков".

6.Диакон становится лицом к царским вратам и, знаменуя кадилом крест, говорит: "Премудрость, прости".

7.Диакон входит царскими вратами и становится справа от престола.

8.Священник крестится, целует икону Спасителя, благословляет свещеносца, крестится, целует икону Богородицы и входит царскими вратами.

9.Диакон кадит священника, отдаёт кадило пономарю и оба идут на горнее место для произнесения прокимна. Свещеносец на "Свете тихий" ставит свечу.

*Каждение на литии.

На вечерне после просительной ектении бывает лития. До того как священство вышло на литию, диакон (младший) даёт кадило для благослвения.

1.На литию выходят в следующем порядке: впереди свещеносцы (выходят сев. и южн. дверями), настоятель, священство по старшинству и старший диакон через царские врата.

2.Все становятся в таком порядке:

3.Младший диакон кадит в таком порядке: 1-9;13-16;19;10(настоятеля)-12;21-22;17-18; потом крестится, кланяется горнему месту, кланяется настоятелю и идёт по левой части храма и становится позади слева от настоятеля.

4.Во время этого каждения старший диакон становится впереди справа от правого свещеносца лицом к царским вратам и произносит молитву "Спаси Боже люди Твоя..." и всё далее по порядку Служебника до возгласа "Услыши ны, Боже...", который произносит ближайший справа от настоятеля священник.

5.Настоятель обращается лицом на запад и говорит: "Мир всем". Потом читает молитву: "Владыко Многомилостиве..."

6.На стихирах на стиховне свещеносцы ставят свечи позади праздничной иконы, всё священство с настоятелем перемещаются ближе к литийнице.

7.На "Отче наш" диакону подают кадило и на "Богородице Дево"(3) от трижды кадит литийницу против часовой стрелки.

8.Настоятель благословляет хлеб, пшеницу, вино и елей.

9.На "Буди имя Господне..." диакон берёт литийницу и вносит её через цар. врата в алтарь. Свещеносцы берут свечи и впереди диакона вносят их в алтарь через сев. и южн. врата соответственно. За диаконом в царские врата входит священство. Настоятель остаётся стоять пред царскими вратами на солее.

10.После 33 псалма настоятель обратившись к народу, говорит: "Благословение Господне на вас..."

11.Настоятель входит в алтарь через царские врата.

12.Все крестятся, целуют престол и кланяются друг другу.

13.Царские врата закрываются. Шестопсалмие.

*Каждение после 8-й песни канона.

1.На 7-й песни канона диакон благословляет кадило у служащего иерея.

2.Кадит алтарь в следующем порядке: 1-9;11(допустим служащий священник помазывает елеем на средине храма)12;13;14;15; становится пред иконой Богородицы и говорит "Богородицу и Матерь Света..." подняв кадило; 16;10 стоя на солее;17;18-26.

4.02.97

_Тема:_ Чин Литургии.

Перед совершением литургии священник _должен_ примириться со всеми. Не должен прикасаться к жене своей(священник и диакон) накануне службы. После 12-ти часов перед литургией священник не должен ничего есть и пить. Минимальный евхаристический пост - 6 часов.

Накануне литургии священник должен поразмыслить над Евангелием, которое будет читаться, потому что литургия без проповеди не должна быть (?).

И правило к литургисающему. Если было осквернение, то необходимо омыться и прочитать правило от осквернения Василия Великого. Это не препятствие к совершению литургии, т.к. совершилось во сне. Если же по наущению диавольскому священник проспал и правило не вычитал, то, не смущаясь, пускай совершает литургию, а правило с покаянием пусть прочтёт после литургии.

Проскомидия от греч. – «проскомисо» - «приношу».

1.Священник облачается в епитрахиль и поручи вместе с диаконом становится перед царскими вратами и начинает входные молитвы возгласом: «Благословен Бог наш…»

P.S. Хлеб на просфорах должен быть квасным, пшеничным. Просфора должна быть 2-х составная. Вино должно быть виноградное, красное. Вино должно быть _сухое_. Это канон.

*В древности 3 части вина разбавляли 2-мя частями воды. В сухом вине мало градусов. Максимум 13 градусов алкоголя. «Узбекистон», «Шемали» и кагоры – это лучшие вина для евхаристии. Вино лучше открыть и попробовать вечером, потому что вино может быть кислым. На кислом вине евхаристию совершать нельзя.

Остальные частицы вынимаются о живых и мёртвых сбоку просфор. Однако при быстром поминании имён священник не успевает вынимать частицы. Поэтому лучше перенять греческую практику: священник скоблит нижнюю часть просфоры копием и вылетает множество частиц. Греки служат на одной просфоре:

Поминать о здравии и о упокоении (т.е. вынимать частицы) до Херувимской песни. Не позже.

«Время сотворити Господеви…» - это значит «Подошло время для действия Божия». Священник же и диакон теперь выступают в роли только лишь орудия или инструмента (?)

По древнему уставу после чтения Свящ. Писания во время литургии говорили проповедь, а не после литургии.

4.03.97

Тема: Триодь.

«Триод» - «три, ода» - песнь – греч. язык. Триодь – это трипеснец.

В будние дни Великого поста канон состоит не из обычных 9-ти песен, а из трёх.

В пн. 1,8,9 песни;

Вт. 2,8,9

Ср. 3,8,9;

Чт. 4,8,9;

Пт. 5,8,9.

По субботам своё расписание. Остальные же песни канона будут из Минеи читаться на 4 тропаря. На тех же песнях, где Триодь будет петься 14 тропарей – 6 из Минеи, 8 – Триоди.

Триодь охватывает период от недели мытаря и фарисея и до недели всех святых. Триодь делится на Постную Триодь (от недели мытаря и фарисея до Пасхи) и Цветную (от Пасхи до недели всех святых).

В составлении Постной Триоди особую роль сыграли монахи студийского монастыря (особенно преп. Феодор Студит и брат его Иосиф).