История церковного устава. Храм и его различные названия. Места богослужения христиан в первые III века. Западная архитектура. Храм и его внутренне устройство, страница 14

Главы 24, 25 О зажигании свечей на праздники и в будние дни. Сильно расходится.

Глава 27 О канонархе. Расходится.

Глава 28 О бесчинных воплях в храме.

Глава 29 Нужна монахам.

Глава 30 О том, что нельзя разговаривать в храме и выходить во время службы.

Глава 31 О будильнике.

Главы 32, 33 О постах в Четыредесятницу и в течение всего года.

Главы 34 – 46 О монашеской жизни.

Глава 47 О богослужебных знаках.

Глава 48 Схемы служб. M – знак «Марковых глав», которые говорят о том, как соединять воедино несколько служб.

Глава 49 Триодь Постная. Схемы служб.

Глава 50 Цветная Триодь. Схемы служб.

Глава 51 О посте Петра и Павла.

Глава 52 О пении тропарей и кондаков на вечерне, утрене и литургии.

Главы 53-60 Имеются в других богослужебных книгах.

Храмовые главы 2-ая часть Типикона (60 глав). Они говорят о том, как совершать службу храмовому святому в различные времена года. Первая часть: главы 1-24 о престольных праздниках в период с 1-го сентября до недели мытаря и фарисея. Вторая часть: главы 25-45 – это период Постной Триоди. Третья часть: с 46-58 – это период Цветной Триоди. Глава 59 – Запевы на 9-й песни канона на господские и богородичные праздники.

Глава 60 Пасхалия

До IV в. были разные взгляды на время празднования Пасхи. Подробности о Пасхалии – 4-й том книги «Настольная книга священнослужителя».

В 1409 г. начался 14-й индиктион (круг) от сотворения мира. 14-й индиктион закончился в 1940 г. Сейчас мы живём в 15-м индиктионе.

Пасха 2000 г.?

2000-532=1468 г. 14-го индиктиона – Ключ границ – Ш. Смотрим зрячую пасхалию. Пасха 17 апреля по ст. стилю или 30 апреля по н. Стилю.

Пасха 2050 г.

2050-532=1518 > Ключ границ – М > Пасха 4 апреля ст. стиля или 17 апреля н. Стиля.

Формула немецкого математика Гаусса для вычисления Пасхи

Обозначим через «А» остаток от деления числа года на «19». Через «В» - остаток от деления его на «4». Через «С» - остаток от деления числа года на «7». Далее остаток от деления величины остаток > D=>(19А+15):30. Также ещё остаток Е=>(2В+4С+6D+6):7. Пасха будет 22+d+е марта или если больше 31, то d+е-9 апреля.

Пасха 2000 г.

2000:19=15, остаток 5=А. 2000:4=500, остаток 0=В. 2000:7=283, остаток 5=С.

D=>(19х5+15):30=20

Е=>(2х0+4х5+6х20+6):7=(20+120+6):7=146:7=6

Пасха > 22+20+6=48 > 20+6-9=17 апреля ст. стиля.

Пасха 2013 г.

2013:19=15, остаток 18=А. 2013:4=53, остаток 1=В. 2013:7=287, остаток 4=С.

(19х18+15):30=357:30=11, остаток 27=D. (2х1+4х4+6х27+6):7=26, остаток 4=Е.

Пасха > 22+27+4=57 > 27+4-9=22 апреля.

По зрячей пасхалии: 2013-532=1481 > Ключ «Ять» > 22 апреля.

Составление службы. Задание: Дата 11 ноября, глас 2, суббота. День литургийный.

Вечерню и утреню начинаем накануне. Глас – это глас Октоиха. Дата – это Минея. В Типиконе служить первому по списку святому (как правило, это греческий святой).

Составить вечерню и утреню.

Часослов.

Минея.

Октоих.

Типикон (т.1).

Служебник.

Если святой без знака, на «Господи, воззвах» - 3 Октоиха, 3 Минеи. Если 2 святых без знака, то – 3 святому первому (Минея) и 3 святому 2-му. На «и ныне» - догматик уходящего гласа. В данном случае глас 2. Входа нет. После догматика – «Свете тихий».

*Пометки. *Вечерня.

- на вечерне – кафизма 18-ая (Псалтирь I стр.212).

- на утрене – 16, 17 кафизмы (расписание зимнее).

- на «Господи, воззвах» стихиры: Минея (ноябрь I, стр.287) глас 4 – 3 стихиры мученикам: «Трезубцы…», «Очесы…», «Венча…»; (стр.288) глас 8 – 4 стихиры преподобному: «Отче…», «Отче…», «Благодать…», «Слава», мученикам глас 6 «Паки…» (стр.289), «и ныне», богородичен гласа «Прейде сень…» (стр.325, Октоих I).

Прокимен дня «Боже заступник мой…» (Октоих стр.325; Служебник – на вечерне «в пяток вечера»; Часослов – стр.159 – на вечерне). «На стиховне» - Октоих берем стихиры на «Господи, воззвах», а не «на стиховне». Стих: «К Тебе возведох очи…» Часослов, стр.161. Стиховна: «Слова явльшагося…» Октоих, стр.324. Стих: «Помилуй нас Господи…» Стиховна: «Иже земныя…» Октоих, стр.324. «Слава», Минея, стр.295, глас 6 «Преподобне отче…», «и ныне», богородичен из 2-го прилож. по гласу «славы» - 6 гл. «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш…», тропарь общий мученикам: «Мученицы Твои Господи…», конец Часослова, стр.311, «Слава», Минея, стр.296 «Православия наставниче…» глас 8. «И ныне», богородичен уходящего гласа «Вся паче смысла…» глас 2, Минея Сентябрь, приложение 3-е.

*Утреня

- по 16-й кафизме седален 1-ый стр.332 Октоиха, по 17-ой кафизме седален 2-й там же. В субботу по каждой кафизме малая ектения, потом седален. «Бог Господь», дважды тропарь глас 4 «Яко Безплотным…», Минея, стр. 296, «Слава», «Православия наставниче…», Минея, стр.296. «и ныне», богородичен «Иже нас ради рождейся…», глас 8, Минея, сентябрь, приложение 3-е или Часослов стр.247. Канон: В субботу сначала Минея. 1 канон мучеников глас 4 – на 6 с ирмосом, стр.299. «Святии мученицы Викторе, Викентие и Стефанидо молите Бога о нас». 2 канон преп. Феодору глас 8 – на 4, Минея, стр.300. «Преподобне отче Феодоре моли Бога о нас». 3 канон, Мученичен Октоиха стр. 332 на 4 из него катавасии после 3,6,8 и 9 песни. «Святии мученицы молите Бога о нас». «Святителие Христовы молите Бога о нас». «Преподобнии отцы наши молите Бога о нас». Или «Вси Святии молите Бога о нас» (скорее всего!)

*Преподобным опускаем на «Слава» - покоин, на «и ныне» - богородичен из канона Октоиха.

***По 3-й песни канона кондак преп. Феодора, глас 2 и икос Феодора, глас 2 – Минея. (Этот кондак и икос ищи после 3-й песни канона преподобному).

- Седален великомучеников, глас 8 – Минея, после 3-й песни канона мучеников.

- «Слава», седален преподобного – Минея после 3-й песни канона преподобного.

- «И ныне», богородичен. Стр. 302 – Минея.

***По 6-й песни канона:

- Кондак мученика  глас 6 и икос ему же. – Минея, после 6-й песни канона мученикам.

***По 9-й песни:

«Достойно…» не поём.

- «Паки и паки…» - малая ектения (только в субботу и в праздники) (?)

Светилен мученикам.

Светилен преподобному.

«Слава»

Ексапостиларий субботний – Октоих стр.675 «Иже и мертвыми…»

«И ныне»

Богородичен Октоиха стр.675 «Мы о Тебе хвалимся…» (?)

В конце утрени на «и ныне» богородичен по гласу «Славы» прилож. №4 глас 8 «Дево пречистая…»