История церковного устава. Храм и его различные названия. Места богослужения христиан в первые III века. Западная архитектура. Храм и его внутренне устройство, страница 8

Когда нет службы святому вообще нигде (например новопрославленным святым), тогда также необходима общая минея.

В начале общей минии находятся 12 уставных глав: 5 о службе воскресной и 7 о службе седмичной. Особый интерес представляет 4-ая воскресная глава о 2-х непразднуемых святых в неделю. Согласно этой главе, если в воскресный день случится 2 святых, то крестовоскресный канон Октоиха опускается. Тогда читают воскресный, Богородице и 2 канона святым.

В конце Общей Минеи (гл.39) находятся паремии, которые читаются на великой вечерне после прокимна на полиелейные праздники.

21.09.97

_Тема:_ Октоих.

"Окто'" - восемь, "И'хос" - гласы.

Книга построена применительно к седмичному богослужению. Начинается с Воскресной служюы, которая даёт начало новому гласу. Отдание гласа происходит на субботней службе. Октоих состоит из двух книг. В начале Октоиха находятся несколько глав Типикона. На 1-м и 5-м гласе между пятницей и субботой находятся уставные главы о субботней службе. В конце каждой части после субботних служб находятся столпы евангельские, по которым определяется номер воскресного утреннего Евангелия (из числа 11-ти), по которым читается эксапостиларий (после 9-й песни канона) с богородичным, а также поётся на "славу" на "хвалитех" утренняя евангельская стихира.

Исторически Октоих сформировался в VIII в., составлен преимущественно Иоанном Дамаскиным. Он был окончательно сформирован. Октоих появился раньше Минеи. Вначале монахи не принимали церковного осьмогласия, потому что осьмогласие - это светская музыка, превращённая в церковную трудами Иоанна Дамаскина. Феодор и Иоанн Студиты (братья) также принимали участие в составлении Октоиха. Также и преп. Феофан Начертанный приложил участие в составлении Октоиха. Минея была составлена примерно в 12 в. Патриарх КП-льский Анатолий также писал Октоих.

...ки и выше.

В Общей Минее также имеется служба на Святую Пасху.

*Паремии (иносказания) читаются быстрее в сравнение с Апостолом. Концовки такие же.

_Тема:_ Праздничная Минея.

По греч. - "Анфоло'гион". До XIX в. Праздничная Минея называлась "анфологион".

Содержит праздники двунадесятые, великим святым и иконам, а также службы в великую страстную седмицу.

_Тема:_ Дополнительная Минея.

Содержит службы русским святым, канонизированным после XVII века (16 служб).

Книга крайне редкая. На приходах её практически нет. Все эти службы вошли в новые Минеи - каждая в свой день. Т.е. они в Минеях месячных.

22.01.97

_Тема:_ Октоих (2-ая часть, лекции)

Каноны из Минеи преимуществуют над канонами Октоиха.

Светилен - это эксапостиларий.

*Каноны Октоиха.

Вс. 1.Воскресный: Слава, Господи, святому Воскресению Твоему.

    2.Крестовоскресный: Слава, Господи, Кресту Твоему честному и Воскресению.

    3.Богородице: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Пн. 1.Умилительный: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

    2.Бесплотным: Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас.

Вт. 1.Покаянный: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

    2.Предтече: Предтече Спасов Иоанне, моли Бога о нас.

Ср. 1.Кресту: Слава, Господи, Кресту Твоему честному.

    2.Богородице: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Чт. 1.Святым Апостолам: Святии Апостоли, молите Бога о нас.

    2.Святителю Николаю: Святителю отче Николае, моли Бога о нас.

Пт. См. среду.

Сб. 1.Всем святым: Вси святии, молите Бога о нас.

    2.Усопшим: а)Дивен Бог во святых Своих, Бог Изнаилев.

               б)Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.

29.01.97

_Тема:_ Служебник.

Служебник по греч. - "литургиа'лион".

И Василий Великий и Иоанн Златоуст были не авторами чина литургии, а только лишь редакторами. В первые века была некоторая свобода в составлении литургий. Позже к их литургиям были добавлены некоторые новые молитвы. Это тропари на "блаженнах" (VIII в.), "Достойно есть" (Афонская молитва), "Единородный Сыне" (при имп.Юстиниане) и т.д.

Св. Василий Великий в своё время собрал всё общее из других чинов литургий и собрал воедино. Потом, когда он пришёл на Константинопольскую кафедру, его литургия получила большое распространение по всей Каппадокии.

*Каждение на "Господи, воззвах".

народ

 

Главный хор

 

"Свете Тихий" - древнейших христианский гимн. Свеча на великом входе - это и есть "Свете тихий". Прокимен - греч. - "предваряющий чтение Евангелия".

Порядок каждения на "Господи, воззвах".

1.Диакон кадит зап. часть престола.

2.Диакон кадит южн. часть престола.

3.Диакон кадит вост. часть престола.

4.Диакон кадит сев. часть престола.

5.Кадит горнее место.

6.Святые изображения и предметы на правой части алтаря. Идёт направо.

7.Святые изображения на левой части алтаря. Идёт налево.

8.Запрестольный крест. Стоя на горнем месте.

9.Чуть став направо от престола, кадит икону над царскими вратами.

10.Кадит предстоящего священника.

11.Кадит по старшинству стоящих справа.

12.Кадит по старшинству стоящих слева.

13.Выходит сев. вратами и становится перед царскими вратами.

14.Кадит мысленно икону над иконостасом.

15.Кадит правую часть иконостаса.

16.Кадит левую часть иконостаса.

17.Поворачивается лицом к главному хору и кадит его. Потом и остальные хоры, если таковые есть.

18.Кадит народ слева направо.

19.Спускается с солеи и идёт к аналою с праздничной иконой и кадит её.

20.Кадит весь храм по периметру по часовой стрелке.

21.Снова встаёт на солею лицом к царским вратам и кадит створки.

22.Кадит местные иконы (Спасителя и Богородицы).

23.Входит южными вратами.

24.Кадит престол.

25.Кадит предстоящего священника.

26.Крестится, кланяется к горнему месту, кланяется предстоятелю и отдаёт кадило пономарю.

Схема храма.

*Вход с кадилом.

По "Господи, воззвах" на "и ныне" бывает вход с кадилом через северные врата.

1.Впереди идёт свещеносец, потом диакон, подняв кадило, за ним священник, читая молитву входа (стр.16 Служебник).