История церковного устава. Храм и его различные названия. Места богослужения христиан в первые III века. Западная архитектура. Храм и его внутренне устройство, страница 3

Часовни - храмы без алтаря. Часовни строились на месте явления чудес Божиих и на месте великих исторических событий. Часовни предназначаются для общественных молитв (панихид, молебнов и т.д.).

1.10.96

_Тема:_ Священно- и церковнослужители в Русской Православной Церкви.

*Три степени священства.

Наша иерархия имеет апостольское приемство и является законной. Богослужения в Православной Церкви могут совершать только _законно_ избранные и посвящённые Церковью лица. Господь Иисус Христос перед Вознесением дал Апостолам власть священнодействовать, посвятив их на это служение: "Как Отец послал Меня, так и Я посылаю вас и, сказав это дунул, глаголя им: приимите Духа Святаго. Кому простити грехи - простятся, на ком оставите - на том останутся" (Ин.20:21-23). Поэтому Апостолы и называются строителями Нового Завета (1Кор.4:1; 2Кор.3:6). Апостолы в свою очередь, передали свою власть ближайшим своим приемникам - епископам (1Тим.4:14). Апостолы так же, в помощь епископам поставили пресвитеров (Деян.14:23 и Тит.1:5). А для служебных должностей Церкви Апостолы положили диаконов (диакон - служитель).

Уже в I в. от рук Апостолов образовались 3 степени церковной иерархии, которые через хиротонию (рукоположение - греч.) получили благодать к священнодействию.

*Рукоположение во епископа в древности и в настоящее время.

О рукоположении во епископа говорится в первом Апостольском правиле: "Епископа да поставляют 2 или 3 епископа".

Об избрании епископа говорит 4-е правило 1-го Вселенского Собора: "Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам". "Аще же сие неудобно (по дальности пути) по крайней мере 3 во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковые действия в каждой области подобает митрополиту".

В постановлениях апостольских говорится, что при посвящении во епископа, кроме возложения рук возлагали ещё на голову святое Евангелие. В молитве, читаемой при рукоположении, испрашивается на него благодать Св. Духа: "Яко да имать власть отпущати грехи и устрояти клир..."

_Наречение_ совершается накануне хиротонии после всенощного бдения. Наречение - это объявление народу в храме о том, что "такому-то надлежит быть епископом".

На следующий день перед литургией, когда архиерей находится на середине храма, новоизбранный произносит исповедание веры. После малого входа бывает архиерейская хиротония. Потом ставленик становится на колени перед престолом. На голову ему возлагается Евангелие наскрытое на произвольном месте и возлагают все руки на ставленика. После хиротонической молитвы архиерея облачают в одежды и продолжается литургия. В конце её все архиереи выходят на кафедру и главный из них обращается к рукоположенному со словом назидания и вручает ему архипастырский жезл в знак отеческого управления паствой. В конце новопоставленный архиерей благословляет весь народ в отдельности. После благословений обычно происходит праздничная трапеза за счёт новопоставленного архиерея.

*Рукоположение во пресвитера в древности и в настоящее время.

Дионисий Ареопагит излагает в "Церковной иерархии" чин пресвитерского рукоположения таким образом: "Священник, преклонив колена перед алтарём имеет на голове своей десницу епископа и т.о. от епископа посвящяется святыми призываниями. Потом напечатлевается на нём крестное знамение и все находящиеся  при сем служители Церкви вместе с посвящающим епископом приветствуют новорукоположенного".

В настоящее время посвящение во пресвитера происходит во время Херувимской песни. 2 диакона приводят рукополагаемого к архиерею, сидящему возле правого угла престола (если стоять лицом к народу) и возглашают: "Повели", что значит "благослови начать рукоположение". До царских врат ведут дьякона, а вокруг престола водят пресвитеры. Обязательно все в доме рукополагаемого были православными.

7.10.96.

Духовенство попеременно с хором поют тропари:

1. "Святии мученицы..."

2. "Слава Тебе, Христе Боже..."

3. "Исаие, ликуй..."

Во время которых рукополагаемого трижды два старших священника обводят вокруг престола. Каждый раз рукополагаемый целует край престола, а также делает земной поклон архиерею, целует его руку, омофор и крест на палице. Затем преклоняет оба колена у правого угла престола и архиерей произносит: "Божественная благодать всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая..." После этих слов духовенство трижды, а потом и хор поют: "Господи, помилуй" (трижды). Архиерей трижды читает молитвы. Затем происходит облачение. На каждую одежду духовенство и хор поют: "Аксиос". В конце служащие поздравляют его. После освящения Даров архиерей даёт ему часть Тела Христова с увещанием: "Приими залог сей и сохрани цел и невредим до последнего твоего издыхания, о нем же истязан имаши быти во второе и славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа".

*Рукоположение во диакона.

В 76-м правиле VI Всел. Собора говорится, что диакон рукополагается не для священнодействия, а для служения при священнодействиях. Таким было и первоначальное назначение диаконов - служить и распоряжаться при трапезах. Поэтому посвящение во диакона бывает в конце Литургии после освящения Святых Даров.

Диаконское посвящение отличается от священнического следующим:

1. Его ведут в алтарь иподиаконы.

2. Обводят вокруг престола протодиаконы.

3. Перед престолом он встаёт только на правое колено в знак того, что он получает меньшую степень священства.

4. В конце рукоположения ему дают поручи и рипиду, которой он крестообразно осеняет Святые Дары на Престоле.

_Тема:_ Особенности епископского служения.

_Епископ_ может совершать и хиротонию и хиротесию. Может освящать миро и антиминсы (это отличает его от всех других санов). Епископом может быть монах, достигший 30-летнего возраста.