История церковного устава. Храм и его различные названия. Места богослужения христиан в первые III века. Западная архитектура. Храм и его внутренне устройство, страница 13

На преполовение, которое бывает в ср. 4-й седмицы совершают великую вечерню, читают 3 паремии и утреня с великим славословием. «Честнейшую…» - не поём, а после 8-й песни канона – ирмос 9-й песни канона. Диакон кадит своим чередом. После литургии совершают малое освящение воды.

На литургии от Фоминой недели до отдания Пасхи поют антифоны изобразительные, задостойник пасхальный, кроме преполовения и его отдания, когда вместо «Достойно…» поют ирмос 9-й песни канона преполовения «Чужде матереем девство…» Вместо «Видехом свет истины…» - «Христос Воскресе…» 1 раз. Перед отпустом литургии после слов священника: «Слава Тебе Христе Боже…» - «Христос Воскресе…» 3 раза (2,5 ХВ + 0,5 ХВ). На отдание Пасхи совершается вседневная вечерня и утреня с великим славословием. В начале вечерни, утрени и литургии поётся «Христос Воскресе…» со стихами как на Пасху. На литургии антифоны изобразительны, прокимен пасхальный, отпуст как на Пасху. Во многих храмах отдание Пасхи служат по пасхальному чину – это приходская практика.

Особенности служб от Вознесения до недели всех святых

В 40-й день по Пасхе в четверг, бывает праздник Вознесения. В начале всенощной поётся «Приидите, поклонимся…». На утрени после Евангелия поют «Воскресение Христово…». На литургии вместо «Видехом…» поём тропарь праздника до отдания (пятницы следующей седмицы).

7-ая неделя по Пасхе. Память св. отцов 1-го Вселенского Собора

Глас 6. Первый раз поётся «Честнейшую…». В сб. 7-й седмицы – поминовение усопших – Троицкая родительская суббота. Вся служба по Триоди, куда и включены песнопения Октоиха 6-го гласа.

Если в родительскую субботу случится бденный или храмовый святой, то родительская суббота переносится на предыдущую субботу назад.

8-ая неделя по Пасхе. Пятидесятница. Память сошствия Св. Духа на Апостолов

На стиховне вечерни 1-й раз поют «Царю Небесный…», на утрени после Евангелия поют «Воскресение Христово видевшее…» Запев на 9-й песни канона «Апостоли сошествие Утешителя зрящее удивишася како в виде огненных язык явися Дух Святый» На литургии – «Елицы…» Сразу после литургии совершается великая вечерня, на которой читают 7 коленопреклоненных молитв, разделенных на части:

- первая часть после прокимна «Кто Бог велий…»

- после ектении «Рцем вси…»

- после «Сподоби Господи…»

Пн. – это Духов День. Накануне совершается утреня с великим славословием. На литургии – изобразительные антифоны. Седмица сплошная.

Первая неделя по Пятидесятнице. Память всех святых

Без особенностей. Этим заканчивается Цветная Триодь. Далее службы по минее и октоиху и чередуются гласы и утренние Евангелия до 5-й недели Великого поста.

*молитва на раздробление артоса находится в Служебнике.

26.03.97

Тема Типикон

От греч. «типос», «типик» - образец, устав. В древнецерковной литературе у нас на Руси назывался «Око церковное». В Типиконе 120 глав. Из них 60 основные, а другие 60 – т.н. «храмовые» - главы, т.е. говорящие о храмовых, престольных праздниках; как совершать на них службы в течение всего года.

Глава 1 Чин малой вечерни. На приходах не совершается. Малая вечерня – это выжимка из великой вечерни.

Глава 2 Воскресное бдение с одним малым святым. На этой главе не строят сейчас всенощное бдение. В этой главе отражена палестинская монастырская практика.

Глава 3 О бденном святом в неделю. По этой главе совершается служба и храмовому святому в неделю.

Глава 4 О полиелейном святом в неделю_+&

Глава 5 О шестеричном святом в неделю.

Глава 7 О совершении воскресной вечерни отдельно от утрени.

Глава 8 не нужна нам пока.

Глава 9 О совершении вечерни и утрени в седмичный день. Лучше эту главу смотри в конце Октоиха. Там она изложена лучше и проще.

Глава 10 О чтении Евангелия за литургией. Евангелие от Лк. 10 зачало начинает читаться в понедельник после недели по Воздвижении.

Глава 11 О канонах всея седмицы на утрени.

Глава 12 О субботней службе с «Бог Господь…»

Глава 13 О субботней службе с «Аллилуиа».

Глава 14 Схема панихиды.

Глава 15 О полиелейной или бденной службе в субботу.

Глава 16 О чтении светильнов в конце канона. Если нет светильна святому в Минее, то светилен Октоиха, «слава, и ныне», его богородичен. Если один светилен святому, то: светилен Октоиха, «Слава», святому, «и ныне», его богородичен. Если 2 светильна святому, то светилен Октоиха, 1 святому, «слава», второму святому, «и ныне», его богородичен.  На среду и пятницу на «и ныне» читается крестобогородичен из Октоиха. На субботу предваряет Минея, и читаем светилен святому, «слава», Октоиха, «и ныне», его богородичен. Если в субботу 2 святых, то светилен 1-му святому, затем 2-му, «Слава», Октоиха, «и ныне», его богородичен.

Глава 17 О чтении Псалтири во весь год. Отличается от Следованной Псалтири тем, что имеет главу о празднике Благовещения в четверг 5-й седмицы (помимо летних и зимних расписаний).

Глава 18 Не исполняется.

Глава 19 О пении катавасии во весь год. Она применяется, начиная со служб с великим славословием, когда катавасия поётся после каждой песни канона.

Глава 20 О пении «Честнейшую…» Не поём «Честнейшую…» на все господские и богородичные праздники в седмичные дни и на их отдания, а также на Обрезание, Трех святителей, от субботы Лазаревой до Фоминой субботы, во все недели Пятидесятницы, кроме 7-й, на отдание Пасхи, на Духов день, на Преполовение и его отдание. Если господский праздник случится в воскресенье, «Честнейшую…» не поём, если богородичные праздники, то поём. На праздники вышеперечисленным святым «Честнейшую…» поём в воскресенье. На отдание всех праздников в воскресенье «Честнейшую…» не поём.

Глава 21 Об антифонах на литургии. Антифоны бывают изобразительные (поются на богородичные двунадесятые праздники, в воскресные дни, в предпразднество и попразднество, во всю Пятидесятницу, а также в праздники бденные, полиелейные, со славословием, шестеричные, если в Типиконе или Минее указано петь блаженны), праздничные и вседневные. Праздничные антифоны поются на господские двунадесятые праздники и всю Светлую седмицу. Вседневные антифоны (находящиеся в конце Апостола и в Ирмологии) поются на службах без знака и когда не указано петь блаженны.

Глава 22 О каждении. Расходится с нашей практикой.

Глава 23 Об открытии завесы. Расходится.