История церковного устава. Храм и его различные названия. Места богослужения христиан в первые III века. Западная архитектура. Храм и его внутренне устройство, страница 10

Постная Триодь

Состоит из 4-х подготовительных недель, Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы (всего 10 недель).

Неделя мытаря и фарисея

Название она получила по евангельской притче читаемой за литургией. Главной особенностью службы является пение на утрене после Евангелия и «Воскресение Христово видевше…», «Покаяния отверзи…» Это песнопение поётся до 5-й недели Великого поста включительно.

Неделя о блудном сыне

Главная особенность службы: пение 136 псалма «На реках Вавилонских». После псалма 134 «Хвалите имя Господне» и 135 – «Исповедайтеся Господеви». Это пение совершается до прощённого воскресенья включительно.

Неделя мясопустная

Пуст – конец. Это заговенье на мясо. Второе название: «Неделя о Страшном Суде», т.к. воскресное Евангелие напоминает нам о Страшном Суде. Накануне в субботу совершается память всех усопших. Это вселенская родительская суббота. Вся служба в субботу идёт по Октоиху рядового гласа и по Триоди.

Сырная седмица

Название получила оттого что заканчивается на ней употребление сыра и яиц. В народе говорят – «масленица». В среду и пятницу литургии не бывает, если не случится Сретение и храмовый праздник, а совершается служба подобная великопостной. Во вторник и четверг вечером по «Ныне отпущаеши…» и Трисвятом поются особые тропари с поклонами. После вечерни впервые произносится молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами.

Неделя сыропустная

На ней вкушают сыр и яйца. Её тема – Адамово изгнание. Эта неделя называется прощённым воскресением, т.к. в воскресенье совершается вечерня со входом. После этой вечерни совершается чин прощения. Прокимен великий: «Не отврати лица Твоего…» наряду с другим прокимном: «Дал еси достояние…» чередуются во все недели Великого поста. После «Сподоби Господи…» ектеньи произносятся и поются великопостным напевом. В конце вечерни священник произносит проповедь о прощении обид. Сам встаёт на колени и просит прощенья у народа, а затем верующие подходят ко священнику, прося у него прощения и благословения на Великий пост.

1-ая седмица Великого поста

Утром совершаются: утреня великопостная, часы великопостные, изобразительны и вечерня. В среду и пятницу вечерня будет соединяться с литургией Преждеосвящённых Даров. Вечером первые 4 дня читается великое повечерие с каноном преподобного Андрея Критского, разделённым на 4 часа. В субботу совершается память великомученика Феодора Тирона (Воина). В пятницу после заамвонной молитвы на литургии Преждеосвящённых Даров поётся канон великомученику Феодору (Триодь) и освящается коливо. Литургия – по субботам в Великом посту, кроме великой – св. Иоанна Златоуста. По воскресеньям – кроме вербного – литургия Василия Великого. На первой седмице не совершаются службы ни Сретению, ни храмовому празднику. Они переносятся на сырную неделю или на субботу Феодора Тирона.

***Первая неделя (воскресенье) Великого поста называется «Торжество Православия». Это торжество установлено в Греции в 842 г. при царице (…) по случаю восстановления почитания святых икон после длительного гонения на иконы и их почитателей. В кафедрольных соборах при архиерейском служении после литургии совершается чин отречения. В других храмах совершается благодарственный молебен Спасителю.

2-ая седмица Великого поста

В субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц совершается заупокойная служба по 13-й главе Типикона. Если в эти субботы случится обретение 40 мучеников, Благовещение или храмовый праздник, то заупокойная отменяется.

***2-ая неделя посвящена памяти св. Григория Паламы, архиепископа Солунского, защитника Православия, который изъяснил православное учение о божественной природе фаворского света, а также учение о посте, как средстве благодатного озарения подвижников (исихазм).

***3-я неделя называется Крестопоклонная. На утрене после великого славословия святой Крест из алтаря выносится на середину храма для поклонения. Воздвижения не бывает.

На литургии вместо Трисвятого поют «Кресту Твоему…»

Пассии (т.е. неуставные службы) (?) служатся в 2,3,4 и 5-е воскресенья вечером.

4-ая седмица Великого поста

Называется Крестопоклонной. Поклонение Кресту совершается при открытых царских вратах. В пн. И ср. на 1-ом часе, а в пт. После последнего Трисвятого в чине изобразительных. Затем св. Крест уносится через царские врата в алтарь.

***4-ая неделя посвящена памяти прп. Иоанна Лествичника, синайского подвижника VI в. Он написал сочинение «Лествица рая».

5-ая седмица

В четверг на утрени, которая совершается в среду вечером, полностью прочитывается канон Андрея Критского. Если в четверг Благовещение, то канон переносится на вторник. Ради канона в четверг совершается литургия Преждеосвящённых Даров. В субботу 5-й седмицы на утрени, которая совершается в пятницу вечером читается акафист Божией Матери в память освобождения Константинополя от врагов в 626 г. Акафист делится на 4 части. Три икоса и три кондака. 3х4=12. Каждая часть закнчивается пением «Взбранной воеводе». Первая часть после 16 кафизмы, 2-ая – после 17-й, 3-я – после 3-й песни канона, 4-ая – после 6-й песни канона.

***5-ая неделя посвящена памяти прп. Марии Египетской (+530г.) Она провела 47 лет в иудейской пустыне (недалеко от Иерихона).

6-ая седмица Великого поста

Называется Ваий. В пятницу на этой седмице заканчивается четыредесятница, на что указывает стихира на «Господи, воззвах…»: «Душеполезную совершивши четыредесятницу…» В субботу этой 6-й седмицы воспоминается чудо воскрешения Лазаря. На урени, которая совершается в пятницу вечером имеется несколько воскресных элементов.

1.После кафизмы поют «Ангельский собор…»

2.После малой ектении и седальна поют «Воскресение Христово видевше…»

3. «Честнейшую» не поют. С этого дня и до седмицы Фоминой по  будням, а по воскресеньям до Пасхи включительно.

4. После канона «Свят Господь Бог наш…»

5. На хвалитех на «и ныне» - «Преблагословенна…»

6. На литургии вместо Трисвятого «Елицы во Хрста…»

***6-ая неделя называется «ваий», «вербное», «цветоносное» или «Вход Господень в Иерусалим». На утрене после Евангелия после чтения 50-го псалма бывает освящение верб. Литургия св. Иоанна Златоуста. Разрешается рыба и вино в этот двунадесятый праздник.