Информационное обеспечение управления предприятием, страница 15

На передний план выдвигается более полное изучение и удовлетворение потребностей, формирование спроса. Применение методов маркетинга способствует решению этих задач, сочетанию интересов производственных предприятий, сбытовых организаций и потребителей с интересами народного хозяйства, с показателями государственных планов. Поэтому в процессе совершенствования информационной подсистемы управления предприятием применению элементов маркетинга должно быть уделено существенное внимание.




Подсистема информации о ходе производственного процесса

В задачи системы информации о ходе производственного процесса входит обеспечение информацией органов хозяйственного управления о подготовке производственного процесса, его осуществлении и результатах.

Управление производственным процессом занимает центральное место в системе управления предприятием и в системе его информации. В то же время при планировании процесса управления производством и в ходе его осуществления возникает ряд спорных вопросов, связанных с тем, что требования, предъявляемые к производственному процессу, чрезвычайно широки. Например, условия реализации и сбыта вызывают необходимость выпуска широкого ассортимента товаров каждым предприятием и умения приспособиться к возможным изменениям структуры спроса. Наряду с этим каждое предприятие должно располагать разумными запасами товаров на складах и полностью использовать рабочую силу. Сокращение незавершенного производства высвобождает денежные средства, но может возникнуть ситуация, при которой выпуск продукции в намеченные сроки может быть обеспечен лишь при наличии значительного объема незавершенного производства и т.д.

При разработке системы информации производственного процесса на промышленном предприятии необходимо решить следующие задачи:

а) определить объем и источники получения информации о валовом выпуске и структуре производимой продукции и о фактическом спросе на данную продукцию;

б) выяснить внешние условия производства и наличие трудовых и материальных предпосылок, определяющих объем и структуру производства (возможности материально-технического снабжения, кооперирования, транспортные условия, складское хозяйство, возможность совершенствования структуры и повышения квалификации производственного персонала и т.д.), обеспечить сбор и передачу заинтересованным отделам и лицам научной, технико-экономической информации и информации о современных производственных системах;

в) создать условия для получения органами управления предприятием своевременной и надежной информации о состоянии производства, а именно:

наличии рабочей силы и ее квалификации;

показателях производительности труда на предприятии;

текучести рабочей силы;

влиянии на производство существующей системы оплаты труда;

уровне заработной платы;

дисциплине труда и технике безопасности;

основных фондах и производственных мощностях;

технической оснащенности производственного процесса;

размере оборотных фондов, запасе сырья, материалов, полуфабрикатов и т.п.

Для подготовки производственного процесса и принятия соответствующих решений требуется разносторонняя информация, и в первую очередь информация о:

запланированном товарном ассортименте продукции в натуральных и стоимостных единицах измерения;

покупателях (внутри страны и за рубежом);

условиях поставок продукции по заключенным договорам и контрактам;

объеме производственной программы, сроках ее выполнения и времени ее технологической подготовки;

необходимом рабочем времени, затрачиваемом на отдельные технологические процессы;

времени, необходимом для выполнения расчетов, связанных с производством продукции, и организации делопроизводства;

продолжительности полного производственного цикла изготовления продукции (заказа);

мощностях машин и оборудования и их загрузке;

предполагаемой загрузке производства на основе текущих заказов;

условиях кооперирования;

возможности снабжения наиболее важными материалами и сроках их поставок;

структуре материальных затрат при производстве продукции;

стандартных и типовых деталях;

ассортименте сырья и материалов (импортных и отечественных);

спецификации производимой продукции;

технической документации (чертежи, каталоги материалов и сырья, данные о производственных операциях, агрегатах, оборудовании и т.д.).

Для обеспечения производственного процесса сырьем и материалами необходимы следующие данные:

нормы затрат материалов на производство отдельных видов продукции;

расчет потребности в материалах на основе производственного плана;

данные договоров о поставках сырья и материалов;

данные об общем объеме ассортимента заказов на сырье и материалы;

данные о сырье и материалах, заказанных и фактически выписанных по нарядам;

показатели оборачиваемости и запасов сырья и материалов.

Управление производственным процессом строится в соответствии с годовым планом предприятия, подразделенным на месячные задания. Месячный план-задание (программа) содержит информацию об объеме и ассортименте намечаемого выпуска отдельных видов продукции, о сроках и производственных затратах.

Для составления месячных планов в первом приближении необходимо иметь информацию о:

сроках выполнения заказов;

ритмичности производства и координации плановых производственных заданий;

сроках доставки сырья и материалов.

Для определения сроков выпуска продукции необходимо иметь сведения о:

величине полученных заказов;

рабочем времени, необходимом для производства продукции по отдельным производственным единицам и агрегатам машин, рассчитанном на основе норм затрат времени;

продолжительности и фазах полного производственного цикла;

производственных мощностях;

фондоемкости и потребности в инструментах для выполнения производственной программы;

наличном парке машин и состоянии машинного оборудования и т.д.