Разработка проекта модернизации тепловозов серии 2ТЭ10, страница 15

Ускоренные испытания осуществляются с помощью многоуровневых систем, в которых для управления режимами работы объекта и систем стенда, а также для регистрации, накопления, обработки и оформления результатов испытаний используются управляющие вычислительные комплексы на базе ЭВМ.

Использование описанной методики позволяет в 4-6 раз (по опыту завода) сократить продолжительность испытаний на срок до первой переборки двигателя и получить полную характеристику двигателя по надежности и ресурсу. Методика согласована всеми потребителями коломенских дизелей.

Все эти методы были отработаны при создании и доводке дизелей типа Д49. Дизелями типа Д49 оснащены тепловозы 2ТЭ116, ТЭ109, 2ТЭ121, ТЭ114, ТЭП70, ТГМ8Э, ТЭМ2М, ТЭМ7 которые используются как грузовые магистральные, пассажирские, грузопассажирские, маневровые и маневрововывозные в нашей стране и за рубежом.

 В 1982-1988 годах на заводе освоен выпуск модернизированных дизелей типа Д49, на которых внедрены конструкторско-технологические усовершенствования, позволившие значительно повысить их эксплуатационную надежность и улучшить экономичность.

В 1989 году работникам завода и МПС Е.А. Никитину, А.И. Коробенкову, В.М. Ширяеву, М.А. Салтыкову, Э.А. Улановскому, Ю.Д. Трофимову, Б.А. Стрюкову, А.Г. Нестрахову, А.Н. Бевзенко присуждена Государственная премия СССР за “Разработку, освоение крупносерийного производства и внедрение в народное хозяйство широкого мощностного ряда унифицированных экономичных дизелей типа Д49 для различных видов техники с дизельным приводом”.

В настоящее время дизели Д49 имеют технико-экономические показатели, не уступающие показателям лучших зарубежных образцов. Это подтверждено сравнительными испытаниями, проведенными в Германии на тепловозах серии 232 дизелей Коломенского завода 12ЧН26/26 мощностью 2650 кВт одновременно с дизелями фирм “Крупп Мак” (Германия) и Caterpillar (США). При этом дизели Д49 имели расход топлива на 4...5 % меньше, чем у конкурентов, а экологические показатели соответствовали жестким европейским нормам, введенным с 1998 года.

Высокий технический уровень дизелей Д49 подтвержден результатами исследований, проведенных во ВНИТИ, и техническим анализом, выполненным фирмой “МТU” в Германии. Результаты испытаний позволили в 1996 году начать поставки дизелей в Германию для модернизации немецких тепловозов, что явилось беспрецедентным фактом в отечественном дизелестроении.

По предложению Коломенского завода разработана документация и начата поставка дизелей для замены двигателей 14Д40, Д100, К6S310DR при модернизации тепловозного парка МПС РФ более экономичными и надежными двигателями типа Д49. Это позволяет, как показывает опытная эксплуатация тепловозов ТЭ10, М62 и ЧМЭ3 с дизелями Д49, снизить расходы топлива до 20 %, масла до 2 раз, в 1,5 раза повысить межремонтные пробеги и улучшить экологические показатели. Коллегия МПС приняла решение о проведении такой модернизации.

Особенности конструкции дизелей Д49 дают возможность использовать их в качестве силовых установок, работающих на природном или шахтном газе, тяжелом топливе или по двухтопливному циклу.

На Коломенском заводе созданы двухтопливные дизель-генераторы 16ГДЧН26/26 мощностью 2472...2597 кВт и газовый мотор 12ГЧН26/26 мощностью 1507 кВт, а также осваивается блочно-модульная электростанция мощностью 1000 кВт. Эти агрегаты могут использоваться в магистральных газотепловозах, морских и стационарных буровых платформах, электростанциях, депо для электро- и теплоснабжения.

С положительными результатами проведены испытания отсека двигателя Д49 на “сырой” нефти с целью проверки возможности использования ее на серийно выпускаемых дизелях 12ЧН26/26 мощностью 1265 кВт передвижных электростанции ПЭ-6 и ЭДВ-1. Была разработана установка подготовки нефти для работы дизеля.

Выводы

С 1903 года Коломенский завод по собственным чертежам выпустил свыше 30 тыс. дизелей, из которых более 72 % – тепловозных. Кроме того, по чертежам Харьковского завода для тепловозов ТЭ3 изготовлено около 9 тыс. дизелей 2Д100.

За это время у дизелей Коломенского завода агрегатная мощность возросла более чем в 8 раз; среднее эффективное давление возросло в 3,6 раза; удельный расход топлива снизился в 1,5-1,7 раза; удельная металлоемкость снизилась приблизительно в 6 раз.

Характерной особенностью дизелестроения на Коломенском заводе на протяжении всей его послевоенной истории является создание собственных оригинальных конструкций как двигателя в целом, так и его узлов и агрегатов, что стало возможным благодаря сформировавшейся конструкторско-технологической школе, опирающейся на мощную научно-исследовательскую базу завода. О ее потенциале свидетельствуют полученные 223 авторских свидетельства и патенты. Работниками отдела главного конструктора по машиностроению защищены три докторские и 44 кандидатские диссертации.

Создание современных, высокофорсированных, экономичных и экологически чистых дизелей –  высоконаукоемкая отрасль, поэтому к разработке новых и совершенствованию серийных дизелей привлекались научные кадры вузов и НИИ: МГТУ им. Баумана, МИИТ, ЦНИДИ, ВНИТИ, ВНИИЖТ, ВНИИ НП и др.

Продолжая работать над развитием двигателей Д49 с учетом имеющегося задела опытно-конструкторских и технологических решений Коломенский завод осуществляет следующие мероприятия: увеличение цилиндровой мощности до 260 кВт, что позволяет вместо 16-цилиндровых поставлять 12-цилипдровые дизели; улучшение топливной экономичности до 3% в широком диапазоне эксплуатационных режимов; снижение расхода масла на угар на 15...20 %; оборудование дизелей системами электронного управления и топливоподачи.

Достижение этих показателей на дизеле Д49Ф обеспечивается за счет улучшения рабочего процесса в цилиндре с увеличением максимального давления сгорания и мероприятий по системам воздухоснабжения, газообмена и топливоподачи.

Опыт Коломенского завода свидетельствует о том, что создание
мощностных рядов унифицированных по конструкции двигателей, сопровождаемое комплексом научно-технических работ по доводке конструкции и внедрению современных технологий, является наиболее экономически выгодным средством обеспечения на длительный период потребностей рынка двигателями внутреннего сгорания с современными параметрами.