Упорство как некогнитивный предиктор академической и профессиональной успешности: операционализация понятия, страница 6

Самые высокие показатели успеваемости во многих областях, демонстрируют школьники с более высоким уровнем настойчивости, чем их сверстники. Это может показаться очевидным, однако, исследования показывают, что во многих случаях настойчивость  предсказывает академические достижения и успешность лучше, чем уровень интеллекта или черты  личности. А. Даквортс и соавторы обнаружили, что студенты с высоким уровнем этой личностной черты  имели более низкие оценки, чем их сверстники, и в то же время эти студенты, в среднем, показывают лучшие результаты в учебе []

Исследования также показали, что настойчивость военных офицеров, подготовка которых осуществляется по строгой программе и подразумевает большой процент выбывших, выше у тех, кто показали лучшие результаты по тестам орфографии, чем их конкуренты в отборе []

Также установлено, что показатели настойчивости увеличиваются с возрастом, иллюстрируя пословицу «чем старше, тем мудрее», указывая на возможность ее развития и совершенствования в процессе жизни []

Эта серия исследований обеспечивает эмпирические доказательства, что индивидуальные различия, проявляющиеся в деятельности и достижении целей, названные термином «настойчивость», «зернистость», «grit» учитывает значительную долю дисперсии достижения успеха в различного рода ситуациях, то есть объясняет и определяет их.  По полученным данным настойчивость  обладает высокой предсказательной силой и учитывает даже больше, чем добросовестность личности в Большой Пятерке личностных черт. []

Эти результаты  также отвечают  на вопрос, почему одни индивиды оказываются более успешными, чем другие, с равным уровнем интеллектуального потенциала.

Анализируя исследования, направленные на диагностику настойчивости и поиск взаимосвязей этой черты личности с другими особенностями, которые проводились в России в последнее время, удалось установить, что измерения осуществляются по средствам «Бланкового теста» А.И.Крупнова. разработанного в рамках системно-функциональной модели анализа свойств личности, а также «опросником диагностики настойчивости» Е.П.Ильина и Е.К.Фещенко. Рассмотрим более подробно эти диагностические инструменты.

«Бланковый тест» А.И.Крупнова.

Диагностика настойчивости сводится к измерению следующих компонентов. Мотивационно-смысловой компонент включается социально-значимые и личностно-значимые цели человека, определяющие его стремление к достижению результата. Когнитивный компонент будет определяться глубиной и точностью понимания настойчивости, а также учет средовых и природных предпосылок ее проявления. И наконец,  мотивационный компонент составляют доминирующие побуждения, которые будут направлены или на себя, или на окружающих. Продуктивный компонент раскрывается через приоритетную зону приложения настойчивости – предметно-деятельностная или субъективная сфера. Инструментально-динамический аспект настойчивости включает такие характеристики настойчивости, демонстрирующие приемы, способы, а также меру интенсивности и вариативности. Эмоциональный компонент настойчивости определяется стенической или астенической окраской переживаний. Внешний или внутренний локус контроля  регуляции настойчивости определяет  регуляторную составляющую. И наконец, рефлексивно-оценочный компонент выполняет функцию сличения в ходе программы реализации настойчивости. [А.И.Крупнов]

Автором с помощью данной методики установлены взаимосвязи компонентов настойчивости с особенностями и свойствами темперамента, а именно, экстраверсии и реактивности  с проявлением общественно значимых целей настойчивого поведения, а также успешности в достижении долгосрочных целей. []

Также исследователями используется «Опросник для самооценки настойчивости» Е.П.Ильина и Е.К.Фещенко, представляющий собой 18 утверждений о целеполагании респондента, его нацеленности на выполнение поставленных задач  и достижения целей, преодолении возникающих трудностей во время процесса реализации задуманного. Авторы утверждают, что чем выше полученный балл по данному тесту, тем более выражена у испытуемого самооценка настойчивости, свидетельствующая о его склонности доводить начатое дело до конца. []