Упорство как некогнитивный предиктор академической и профессиональной успешности: операционализация понятия, страница 4

Можно  выделить несколько подходов при анализе настойчивости: аналитический и системный. Особенности рассмотрения изучаемого нами качества в том или ином ключе будут определяться подходом.

Аналитический подход исторически более ранний. В рамках него изучаются отдельные стороны или аспекты настойчивости, вне их связей и отношений между собой. Так, автономно изучаются динамические, мотивационные, регуляторные,  продуктивные   компоненты проявления настойчивости  (В.Н. Селиванов, А.И.Высоцкий, А.В.Полтев, А.И.Самошин).

Это, прежде всего, такие признаки настойчивого поведения, как длительность удержания цели, устойчивость и постоянство усилий, выраженность стремлений к завершению начатых дел, готовность к преодолению трудностей и самоконтролю и т. д. Эти характеристики могут быть   изучены и измерены с помощью субъективных опросников и методик.

А. И. Высоцкий (1982), изучая проявление упорства,  выявил целый ряд внутренних причин, которые побуждали испытуемых продолжать решать поставленную в эксперименте задачу: наличие интереса; стремление быть не хуже других; стремление доказать себе, что можешь решить эту задачу; осмысленный подход к решению задачи (работа по определенной системе). Настойчивость характеризуется умением личности мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. []

К динамическим характеристикам настойчивости относятся  такие как   сила – мера выносливости, развитости физического волевого усилия; широта, то есть разнообразие деятельностей, в которых применяется настойчивость; устойчивость, а именно, степень постоянства волевого усилия в различного рода ситуациях.

Под мотивационными компонентами подразумевают направленность настойчивости, а именно,  социально значимая, либо личностная.

Регуляторные − определяются особенностью локуса контроля, который проявляется – внутренний или внешний.

Системное изучение настойчивости осуществлялось на основании целостного единства динамических, мотивационных, регуляторных,  продуктивных   компонентов   (А.И. Крупнов, О.Б. Барабаш, Т.А. Сокова, Д.А. Шляхта, Н.Н. Будрейка, И.А. Пономарева).  [] [][]

В работах А.И. Крупнова (1988, 1990) показано, что различные аспекты одного и того же свойства личности имеют свои качественные и количественные характеристики, которые находятся в определенных взаимоотношениях между собой, свидетельствуя о сложной, многомерно-функциональной организации личностного свойства. На этой основе им была разработана системно-функциональная модель, предполагающая, что любое свойство личности включает в себя, динамический, мотивационный, когнитивный, продуктивный, эмоциональный и регуляторный компоненты.

Настойчивость – это  система мотивационно смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих длительность удержания субъектом, цели и преодоление препятствий на пути к ней.

В исследовании И.А. Пономаревой (1994) представлена  иная типология настойчивости − интернально-эргическая, избирательная, результативно-смысловая, аэргическая и экстернальная. И.А. Пономарева представила общую структуру настойчивости и отдельных ее типов.

От уровня развития настойчивости зависят успешность приобретения знаний, умственное и физическое развитие человека в целом, а также эффективность его деятельности.

В психологии за рубежом  проблема настойчивости решается в рамках  двух подходов – системного или аналитического, но в русле нескольких направлений, которые рассматривают ее как свойство характера, как устойчивость к угасанию деятельности, как поисковая деятельность.

Настойчивость как свойство характера, определяющее поведение,  связана с физиологическими  особенностями и рассматривается как физическая выносливость организма.  Настойчивость – это свойство характера, внешне проявляющееся через поведение (R.S.McArthur 1955, D.G.Ryans 1938). Исследуя количество попыток, предпринимаемых для достижения цели и потраченного времени на решение той или ной задачи Р.МакАртур и Д.Райянс установили, что настойчивость включает в себя 2 компонента – физический  и интеллектуальный.