Упорство как некогнитивный предиктор академической и профессиональной успешности: операционализация понятия, страница 2

Каковы причины успеха? Ответ на этот вопрос с первого взгляда прост: речь идет о способности сделать что-то лучше, чем большинство других. Этот ответ порождает следующий вопрос – что такое талант? Позволяет ли он выполнить работу на отличном уровне? Р.Стернберг, говоря о жизненной успешности, отмечает, что это способность человека достигать в жизни успеха, уровня заданных личных стандартов, обусловленного конкретным социально культурным контекстом (R.Sternberg 1996). Характеризуя психологическую составляющую этого процесса, он отмечает, что речь идет о комплексе способностей как интеллектуальных, так и не когнитивных.

Еще в конце ХIХ века  Ф.Гальтон (F.Galton 1892), установил, что высокие достижения в значительной степени определяются интеллектуальными способностями, которые в свою очередь определяются наследственными факторами на реализацию врожденных задатков влияют на многие другие обстоятельства []

Многократно доказана связь когнитивных способностей с достижениями (Schmidt 1992, Schmidt and Hunter 1998). При этом показатели корреляции уровня способностей и достижения успеха в деятельности варьируются в пределах 0.50 []

Мета - анализ исследований взаимосвязи интеллекта и успешности, включающий также социально-экономические характеристики респондентов показывает, следующие значения корреляции соответствующих характеристик: интеллект и образование r= 0,56, интеллект и род занятий (сфера деятельности) r=0,43, интеллект и доход r=0,20. Таким образом, Т. Стренз делает вывод о том,  что интеллект является мощным предиктором успешности. Помимо этого автор утверждает, что в сравнении с социально-экономическим статусом, родительскими характеристиками,  интеллект – доминирующий показатель успешности в будущем. (T. Strenze, 2007) []

Таким образом, в большом количестве исследований установлено, что уровень интеллекта является предиктором успешной деятельности.

Тем не менее, изучение успешности в психологии не ограничивалось только когнитивными способностями, ученые стали рассматривать и другие определяющие успеха – личностные характеристики индивидов.

Анализируя результаты исследования, Р.Харрис приходит к выводу, что уровень интеллекта  не объясняет всех полученных результатов. [] Значит, есть определенные факторы и личностные особенности, которые будут   способствовать достижению успеха в деятельности человека. Поэтому в дополнение к когнитивным способностям  оценивается множество других личностных характеристик, а именно,  творческий потенциал, эмоциональный интеллект, мотивация достижения.

По мнению Р. Харриса (Harris R. 1940) факторы, обеспечивающие успех в академической деятельности – это способности (интеллект), усилия (степень и вид мотивации), личные, экономические, социальные обстоятельства.

Р. Стернберг, долгое время занимавшийся изучением  возможности предсказания успеха в разного рода деятельностях (учебной, профессиональной) с помощью тестов интеллекта, пришел к выводу, что уровень мотивации лучше предсказывает достижение успеха, чем интеллект. «Мотивация становится ключевым источником различий в достижении успеха между отдельными людьми, живущими в данной среде» (R.Sternberg, 1996, 251-252).[]

Некоторые сегодняшние исследования показывают, что мотивация может быть даже более прогностической, нежели уровень интеллекта (Bratko 2006; Gilles and Bailleux 2001; Noftle and Robins 2007; Poropat 2009). [] [] [] []

Для диагностики вклада личностных черт в достижение успеха иногда используют Модель Большой пятерки личностных черт. Добросовестность и эмоциональная стабильность могут рассматриваться как предпосылки того, что работа будет выполняться на должном уровне, они входят в мотивационную структуру деятельности, и вместе с интеллектом предсказывают успешность в разного рода деятельностях (Schmidt & Hunter, 1998) []