Упорство как некогнитивный предиктор академической и профессиональной успешности: операционализация понятия, страница 5

Р. МакАртуром выделяет  значимые факторы, соответствующие ранее описанным характеристикам настойчивости – это престижная ориентация, стабильность характера, настойчивость как физическая выносливость, соответствующая «стремлению и способности переносить дискомфорт» и «сопротивляемости дискомфорту ради достижения цели» []

Настойчивость как устойчивость к угасанию – в рамках данного направления, настойчивость  рассматривается как навык, который формируется экспериментатором с помощью положительного подкрепления и формирования установки на ожидание успеха (W.James, J.Rotter, 1958, E. Phares, 1957, D.Cervone, Barton W., 1990,). У субъекта формируется четкая установка на ожидание успеха, когда испытуемый заранее уверен в достижении  ожидаемого результата, и неудачи – противоположная первой. Таким образом, у авторов появляется возможность оценить влияние ожидания результата на уровень проявления настойчивости в ходе той или иной деятельности, ожидания успеха или неудачи деятельности [] []

Устойчивость − это динамическая характеристика личности, благодаря которой человек преодолевает значительные невзгоды, обычно в виде меняющихся  жизненных событий и обстоятельств, а настойчивость - может быть осмыслена как адаптивная реакция на происходящие сложные ситуации. Поэтому настойчивость предполагает поддержание сосредоточения усилий на поставленной цели  в течение длительного времени, даже сталкиваясь с препятствиями, но не требующие критического вмешательства.

Главное, что  настойчивость  концептуализируется как черта, в то время как устойчивость − это динамичный процесс. Эти рассуждения поддерживаются также и исследователями в России. Новикова И.А., Полянская Е.Н. рассматривают настойчивость как волевую черту личности []

В ряде работ показано, что сформированные ожидания влияют на настойчивость противоположным образом: в первом случае высокий уровень ожидания успеха вызывает слабую устойчивость к угасанию в условиях прекращения подкрепления, что соответствует низкому уровню поведенческой настойчивости; во втором то же ожидание успеха вызывает высокую устойчивость к угасанию ответа, т.е. высокую настойчивость [] []

Настойчивость в рамках теории мотивации – это характеристика, которую можно сформировать и развивать, в русле проблем мотивации (T.Feather 1961) [].  В рамках данного направления настойчивость стала объектом изучения с 1958 года. Анализируя исследования в рамках данного направления можно выделить следующие подходы к рассматриваемому определению: настойчивость как проявление мотивации, как результат остаточного влияния неосуществившихся намерений, настойчивость связывалась с протяженностью планируемой человеком временной перспективы.[]

Настойчивость как поисковая деятельность -  поиск альтернативных средств для достижения цели (K.Rotgermund, 2003). []

В подходе, где настойчивость понимается как свойство личности – это врожденная стабильная личностная черта, в других – это характеристика личности, которую можно формировать и развивать.

Кроме того, совершенно недостаточно изучаются когнитивные и эмоциональные характеристики настойчивого поведения, без учета которых невозможно дать целостный анализ настойчивости как системного качества.

Новое понятие в психологической науке  «GRIT» -  это характеристика    мотивационно-личностных качеств человека, которые являются необходимыми для достижения успешных результатов в учебной деятельности,  а также профессиональной, спортивной. Оно  суммирует результаты исследований, направленных на изучение не когнитивных предикторов успешности и проблематики  мотивации достижения начиная с 50-х гг.  XX века и изучения такой черты Большой пятерки, как сознательность (добросовестность).

Исследования А.Даквортс и сотрудников дают ответ на вопрос относительно наиболее существенных (некогнитивных) предикторов человеческих достижений, показывая, что «твердость характера» (настойчивость) вносит вклад сопоставимый с вкладом интеллекта в успешность  деятельности, в частности, разного рода академических достижений студентов престижных университетов, кадетов, школьников победителей национальных олимпиад.