Внутренняя политика России в XVII веке, страница 6

Как отдельная категория служилых людей по прибору рассматриваются стрельцы. Все судебные дела между стрельцами разбираются в Стрелецком Приказе, чтобы судиться с посторонним человеком, стрельцам нужно брать специальные подписанные челобитные[63]. Для Стрельцов предусмотрены денежные послабления при судебных исках[64]. Кроме того, в случае, если стрелец не может платить долги или штрафы по судебным искам, за них платит государство, вычитая потом деньги из его зарплаты, «служити с одного хлебнаго жалованья», пока не выплатят всю сумму. Таким образом стрельцы были с государством в таких отношениях, когда государство отвечает за стрельцов перед прочими лицами, и имело рычаги воздействия на стрельцов, которых не имело в случае прочих служилых людей. По поводу стрельцов Крижанич писал, что русская армия многим обязана именно стрелецкому войску, и что на них и на их оружие тоже не следует жалеть денег[65].

Также государство стремилось сохранить казачье сословие на юге страны, запретив казакам отдавать и продавать свои земли[66].

Тяглые

Юрий Крижнич считает, что Крестьяне, ремесленники и прочие, которых называли тяглыми – это экономическая основа государства, создающая все материальные блага[67]. Земледельцы при этом намного важнее и нужнее торговцев, так как последние ничего не производят[68].

Соборное уложение окончательно оформило закрепощение крестьян, введя бессрочный сыск беглых[69]. Крижанич в своем труде крестьян называет холопами[70], то есть, фактически, рабами, даже в чем-то хуже, потому что холопов, можно было отпускать на волю[71], в то время как «ис поместей помещиком крестьян на волю отпускати не указано»[72]. За покушение на убийство своего хозяина, его человек лишался руки, за убийство подвергался смертной казни[73], без уточнения, умышленное ли убийство, или случайное, в то время как в случае убийства представителем служилого сословия, или крестьянином какого-нибудь крестьянина, смертной казнью наказывается только умышленное убийство, учиненное не в драке и не «пьяным делом»[74]. С другой стороны, хозяин также несет в некоторых случаях ответственность за преступления своего человека[75]. Таким образом, личные крестьяне в XVII веке уже окончательно стали собственностью помещиков и это к 1663 году (году написания Крижаничем своей работы) было уже прочно закреплено не только юридически, но и в общественном сознании. Поскольку процесс закрепощения крестьян шел на протяжении конца XVI – в XVII веке постепенно, введением заповедных лет, увеличением урочных, то к 1649 году назрела необходимость его логически завершить.

Была еще категория государственных крестьян, которые формально были лично свободны, только платили налоги[76]. За их увечие или убийство предусматривался денежный штраф[77], наверное, такое сравнительно мягкое наказание (за убийство помещичьего крестьянина наказание варьируется от предоставления ему нового, если это не умышленно до смертной казни)[78], объясняется как раз тем, что крестьяне лично были свободны, просто приносили государству доход, помещичьи же крестьяне являлись, по сути, собственностью помещика.

Другая категория тяглых людей – городские жители. До Соборного Уложения Алексея Михайловича они делились на жителей черных слобод (посадских) и белых слобод. Посадские были недовольны тем, что жители белых слобод не платили тех же налогов, что и жители черных[79]. Соборное Уложение сделало всех жителей городов посадскими[80], прикрепив их к месту жительства[81] и запретив им называть себя чьими-то еще крестьянами (видимо, государство боялось, что они захотят вернуться к старым хозяевам)[82]. Таким образом, государство в лице новых посадских приобрело новый источник дохода.