Внутренняя политика России в XVII веке, страница 2

В истории нет неважных эпох, которые можно было бы «убрать», ничего при этом не изменив в настоящем времени. XVII век – важная эпоха в Российской истории, но почему-то, по моим наблюдениям, очень часто именно она является «белым пятном» в истории для многих школьников и даже студентов (я, каюсь, не являюсь исключением). В то время, как в XVII веке произошла большая перемена в общественном сознании. Это был век, когда страна стояла на распутье и решала, куда пойти в решении своих проблем: позаимствовать уже имеющиеся решения у более развитых соседей, или поискать свои собственные. Юрий Крижанич, к примеру, неоднократно решает для себя этот вопрос и отвечает на него так: лучшее, что есть у других народов, следует у них перенять, но не более того. Волна языковых и культурных заимствований сейчас буквально захлестнула страну и многие люди пытаются для себя решить – хорошо это или плохо. В этом мне видится схожесть XXI века и XVII. Именно поэтому мне лично эта тема очень интересна и представляется интересной для изучения именно сейчас.

При написании работы была поставлена цель определить тенденции политического дискурса в России середины 17 века; задачи при этом определены следующие:

1)  Определить, какие проблемы и задачи стояли перед составителями Соборного Уложения 1649 года.

2)  Выявить проблемы и недоработки во внутренней политике в XVII веке, которые разрешило или не разрешило Соборное Уложение.

3)  Определить назревшие к тому моменту проблемы во внутренней политике, которые составители Соборного Уложения не затронули совсем, или же затронули, но решить не захотели.

Методы исследования, которые были использованы в ходе написания работы – сравнение и реконструкция: сравнивая труд Крижанича и Соборное Уложение 1649 года, автор вместе с читателями постарается реконструировать и описать диалог власти и общества в XVII веке.


Государство и церковь

Царь в XVII веке – это, во-первых, высшая судебная инстанция, куда обращаются уже после того, как во всех прочих местах либо отказали, либо не решились выносить приговор[8]. Кроме того, сама формулировка «челом бить государю», которая употребляется во всех случаях, когда кто-то пришел в суд искать справедливости, подразумевает, что человек как бы обращается к государю с просьбой, только не лично, а через его подчиненных.

В Соборном Уложении достаточно большое место занимает группа преступлений, называемая преступлениями против государства, когда человек каким-либо образом мешает функционированию государственного аппарата, исполнению законов и утверждению порядка, или покушается на жизнь, здоровье или власть государя.

Соборное Уложение предусматривает наказания не только за покушение, но и за одно только намерение причинения вреда здоровью государя[9]. О том, в каких случаях вина считается доказанной, не говорится, видимо, это оставалось на усмотрение должностных лиц и царя. Кроме того, преступлением против государства считалась военная измена, разглашение государственной тайны, (причем в этом случае, при отсутствии улик, государь сам решает, виновен подозреваемый или нет), нападение на должностных лиц[10], выезд из государства без проезжей грамоты[11]. Все вышеперечисленные преступления карались смертью. Кроме того, наказанию подлежат часто также родственники преступника, если не докажут, что про измену они ничего не знали[12]. Также очень жестоко наказываются преступления, напрямую против царя не направленные, но подрывающие порядок в государстве, такие как чеканка фальшивой монеты[13], подделывание государственной печати[14].