Особенности журнала «Современник» при Н.А.Некрасове, страница 5

Обратимся к публикациям из Лермонтова, которые были сделаны в «Современнике» с 1851 по 1861 год. Это был период становления программной позиции журнала в отношении к литературному процессу, в частности к судьбам русской поэзии. Ко времени появления публикаций началась работа по подготовке нового Собрания сочинений Лермонтова.

На фоне процесса освоения и оценок наследия Лермонтова, который происходил в 50е годы 19 века, публикации в «Современнике» приобретают новый смысл. Какую же роль сыграл «Современник» в судьбе поэтического наследия Лермонтова?

Интерес к поэзии Лермонтова в «Современнике» был во многом подготовлен статьями и рецензиями Белинского. Критик упоминает о нем в обзоре русской литературы за 1846 год, называя главой целого периода в русской поэзии, а годом раньше, в рецензии на сборник А. Григорьева обещает читателям ряд специальных публикаций о Лермонтове. У Некрасова имя Лермонтова впервые появляется в статье «Русские второстепенные поэты». Оно – в ряду ведущих имен прошедшей поэтической эпохи: Пушкина, Жуковского, Крылова, Кольцова. Но существенно и другое. Цель статьи – открыть новых поэтов. Некрасов призывает вглядеться в них, увидеть те «нежные и тонкие оттенки, всегда нелегко уловимые, которыми может быть поэт интересен»[20]. Этот же принцип он стремится утвердить в сознании современников и по отношению к прошлой эпохе.[21] На протяжении семи лет, с 1854 по 1861 год, в «Современнике» появляются стихотворения, отрывки из писем Лермонтова и заметка М. Михайлова по поводу нового издания сочинений поэта в двух томах под редакцией С. Дудышкина.

Важнейшим моментом в оценке публикаций Лермонтова в «Современнике» является то поэтическое окружение, в котором они представлены, а также редакторские примечания в каждой подборке, дающие представление об истории рукописей.

Первая публикация, одна из самых больших, включает отрывки из двух писем Лермонтова 1832 года и вариант его стихотворения «На буйном пиршестве задумчив он сидел…»[22]. Важен особый принцип размещения стихов в номере. Его можно определить как контрастный. С одной стороны, образец возвышенной, витиеватой поэзии – стихотворение Лермонтова, в котором поэтическая лексика содержит узнаваемые символы: «даль грядущая», «духовный взор», «пророческие слова». В стихотворении возникает характерный для романтической традиции облик поэта, резко отмеченного своим пророческим даром, подчеркнуто независимого от общего веселья:

На буйном пиршестве задумчив он сидел

Один, покинутый безумными друзьями,

И в даль грядущую, закрытую пред нами,

Духовный взор его смотрел.

Рядом с лермонтовским поэтом-провидцем заметно отличается лирический герой А. Майкова. Анакреонтическое послание «Юношам» наполнено задушевной интонацией мудрого отношения к радостям жизни, которого не знает буйная, вспыльчивая юность. Но в наибольшей степени контрастны лермонтовскому три стихотворения А. Фета. Расположенные в начале, середине и конце раздела, они оттеняют драматические интонации переводного стихотворения «Из Байрона», написанного «при получении известия о болезни леди Байрон», и некрасовского «Так это шутка, милая моя…». Фетовские стихи образуют нарастающую мелодию, которая противостоит напряженному тону стиха Лермонтова. «Муза» Некрасова – центральное произведение в отделе словесности этого номера «Современника». Именно к нему наиболее приближенно стихотворение Лермонтова. 

Учитывая контрастный принцип подборки стихов в номере, создающий особый контраст лермонтовскому произведению, можно предположить, что стихотворение «На бурном пиршестве задумчив он сидел…»  Некрасов воспринимал созвучным своей лирике, а провиденциальные мотивы, глубокие раздумья поэта о судьбах мира в этом поэтическом ряду могут быть оценены как предварения социального раскрытия темы поэта и поэзии, которое проявляется в лирике Некрасова.