Особенности журнала «Современник» при Н.А.Некрасове, страница 4

С большим вниманием «Современник» относился к начинающим драматургам, поддерживал, направлял их своими пожеланиями. Дружинин первым в «Современнике» приветствует комедии Тургенева «Где тонко, там и рвется» и «Холостяк», рассматривая их как явления драмы нового типа. О комедии «Холостяк» сказано: « … автор представил нам настоящую живую русскую комедию, которая умна, занимательна, свежа, удобна для сцены»[13].

Когда в «Москвитянине» была напечатана пьеса Писемского «Ипохондрик»[14], Новый поэт отметил ее сильные стороны – «несколько характеров обрисованы очень удачно», «в языке меткие выражения, исполненные комизма». А также недостатки пьесы – «отсутствие серьезной и строго проведенной мысли…действие…не обуславливается ходом событий». Вывод же оказался самый благожелательный: « … мы ценим его талант и возлагаем на него надежды».[15] Очевидно, такой отзыв способствовал тому, что Писемский новую комедию «Раздел» отдал именно в «Современник».[16]

Реалистическое направление в драме и театре не могло успешно развиваться без философско-теоретической основы. Русская теория реалистической драмы, начатая Пушкиным и разработанная Белинским, в новых исторических условиях была углублена Чернышевским и Добролюбовым. Ряд программных положения своей эстетической теории Чернышевский высказал именно в отзывах о драматических произведениях. В рецензии на комедию Островского «Бедность не порок» он сформулировал одно из своих основных убеждений: «В правде сила таланта. Ошибочное направление губит самый сильный талант»[17]. В отзыве на комедию В.А. Соллогуба «Чиновник» Чернышевский обосновал другое ведущее положение своей эстетики: « Художественность состоит в соответствии формы с идеею… если идея фальшива, о художественности не может быть и речи… только произведение, в котором воплощена истинная идея, бывает художественно, если форма соответствует идее»[18].

Велика заслуга «Современника» и в публикации пьес. Исходя из общего фонда реалистической драматургии периода 1840-50х годов, можно утверждать, что из всех общественно-литературных журналов того времени доля «Современника» в создании этого фонда самая значительная. За рассматриваемый период журнал напечатал 3 пьесы Островского – «Семейная картина» (1857 год. №4), «Праздничный сон – до обеда» (1857 год. №2), «Не сошлись характерами» (1858 год. №1). Четыре пьесы Тургенева – «Где тонко, там и рвется» (1848 год. №11), «Месяц в деревне» (1855 год. №1), «Завтрак у предводителя» (1856 год. №8), «Чужой хлеб» (1857 год. №5).  Таким образов в «Современнике», кроме Салтыкова-Щедрина, печатались все крупнейшие драматурги того времени, а также Писемский и А. Потехин. Материал журнала позволяет обнаружить и давно забытые произведения С.Н. Федорова, А.С. Зеленого и Леонтьева. Драматические произведения указанных авторов, как и комедии П.Н. Меншикова, сделали свое дело. Они были фоном, спутниками большой реалистической комедии.

Немало важен тот факт, что нередко драматурги приходили в «Современник» после того, как журнал публиковал рецензии на их произведения, напечатанные в других изданиях. Так произошло с Писемским и А. Потехиным. Но самое важное – в 1856 году в «Современник обратился Островский, ставший к тому времени ведущим драматургом. Немалую роль в переломе мировоззрения и творчества драматурга сыграл именно «Современник» - единственный журнал, который последовательно отстаивал принципы реализма в искусстве, гоголевское направление в литературе. Островскому, как демократу-просветителю, ближе всего был именно «Современник», где еще в 1855 году редакция журнала определила главную задачу литературы: «…возвысить общество до своего идеала – идеала добра, света, истины»[19].

Интенсивная публикация с середины 50х годов драматических произведений в «Современнике», а также в других журналах дает основание для утверждения, что переломным моментом в развитии драмы является именно середина 50х годов, когда страна, по словам Герцена, была «круто разбужена».

Поэзия М.Ю. Лермонтова на страницах журнала «Современник»