Молодежь:отношение к смерти, страница 9

Встречались на данный вопрос и ответы, которые не отвечали напрямую на поставленный вопрос, но всё же представляют немалый интерес. Так один из респондентов написал  «Ой, не надо с этим справляться. Слишком много плохих людей ходит по Земле». Но большее количество ответов «не по теме» посвящено тому, что после обретения бессмертия людьми «начнутся новые проблемы».

Далее мы предоставили респондентам возможность оценить смерть благодаря вопросу «Хороша или плоха смерть? Почему?». Почти половина, 42,9% от общего числа опрошенных, указала, что смерть нейтральна: «она закономерна», «две стороны одной медали. Хороша, потому что планета переполнится, плоха – уходят близкие люди», «само по себе это печальное событие, но оно необходимо», «она просто есть, и не может быть плохой или хорошей». «Хороша» смерть для 8,57% ответивших: «потому что не будет перенаселения», «исчезает всё, что наворотил человек», «нужна и нам лично, чтобы закончить эту историю, и тем, что это даст толчок для нового витка других историй». Противоположный ответ, «плоха», дали почти в два раза больше - 14,3% - респондентов: «Почему? Ответ довольно прост - заканчивается жизнь. А прекрасней жизни ничего нет», «мало кто хочет умирать», «все пропадает,  и все что ты делал в жизни больше не имеет значения». Двойственность и рассмотрение ситуации с разных точек зрения свойственны  22,9% молодых людей: «своя смерть хороша, близких людей - нет», «да, она приносит страдания близким, но это же природа не зря задумала, возможно, что смерть даже начало чего-то большего, перерождение», «Кому как. Безнадежному страдающему больному - хороша, человеку в полном расцвете жизненных сил - нет».

Следует заметить, что 11,4% опрошенных каким-либо образом ушли от ответа: «не знаю», «глупый вопрос», «не понимаю вопрос», «с позиции "хорошо-плохо" можно оценить вещи субьективные, смерть же объективна, поэтому данной оценке не подлежит в моем понимании».

Следующим, что мы спросили, стал вопрос «Что Вы думаете о связанных со смертью церемониях?». Мы уточнили респондентам, что нас интересует отношение к таким действиям, как похороны, отпевание, обряды поминовения, а так же различные суеверия, связанные с этим.  Положительно данные действия оценивают 24,3% молодых людей: «похороны это возможность попрощаться, а не просто человек взял и исчез», «дань памяти усопшему», «очищают души людей, и так родные могут попрощаться и отпустить умершего человека». Негативно оценивают обряды 30% опрошенных, ссылаясь на то, что «дорого, бессмысленно, пустая трата времени и средств», «не порадует мёртвого уж точно», «считаю эти церемонии глумлением над трупом», «люди наживаются на чужом горе», «слишком много родственников приходится видеть в один день. И так и хочется им сказать, что где же они были раньше. Теперь этот человек мертв и ему плевать, что вы пришли», а так же отрицательно оценивают традиции выпивки на данных мероприятиях: «порой это превращается в цирк». Нейтральны 14,3% респондентов, для них это «вполне нормальные мероприятия», «инструмент борьбы со страхом». 11,4% указывают, что это традиционные для нашего общества действия, что «так принято»; 7,2% говорят, что всё это «важно именно для родственников умершего»,  что «мертвому уже всё равно».

В вопросе «Как Вы относитесь к кремации?» весомый перевес (61,4%) в ответах был у тех, кто указали положительную оценку. В причинах этого респонденты указывают следующие факторы: «дешево», «не хочу лежать в земле сырой и быть съеденным червями (это образно)», «избавляет близких от необходимости обслуживать могилу», «нехватка земельных ресурсов». Интересно, что в «плюс» к кремации и пошёл страх, что особо набрал силу в XIX веке и носит название тафофобия (боязнь погребения заживо): «кремация исключает выход из летаргического сна и смерть в собственном гробу от недостатка кислорода». Так же среди молодёжи, которая благоприятно настроена на кремацию, существует некий образ продолжения собственного «я» относительно урны и праха: «пепел можно рассеять в месте, которое ты любил, как поступили с пеплом писателя Симонова» и «Мои дети иди внуки смогут меня поставить на камин и вечерами я буду рядом с ними».