Молодежь:отношение к смерти, страница 4

Владислав Петров в книге «Древняя история смерти» рассматривает различные мифы, в которых подробно описывается, как появилась в мире смерть, почему она стала жить среди людей и забирать их к себе. «Если разгадать тайну смерти, то тогда, может быть, станет ясен и смысл её»[12]; далее книга, оперируя мифами племён всех континентов, древних и ныне живущих народов, ведёт нас к пониманию феномена смерти в сознании данных обществ. Но смысл смерти и жизни даже по прочтении так и остаётся секретом, хотя книга и оканчивается словами о том, что смерть - это ещё не самое худшее, что может произойти с человеком.

В 1956 году в Нью-Йорке по инициативе Х.Фейфела собирается междисциплинарный конгресс, засвидетельствовавший рождение новой науки - танатологии[13]. Отныне все научные и гуманитарные исследования смерти становятся изысканиями именно в данной отрасли, хотя, по словам Сабирова В.Ш. до целостного, мировоззренческого понимания смерти танатология так и не добралась, несмотря на создание её на базе позитивизма[14].

До последнего времени изучение смерти в России не было популярным занятием в научных кругах. С.В.Мохов говорит, что «из работ последнего десятилетия можно выделить только исследования Михаила Алексеевского, Анны Соколовой, Евгения Сафронова и др. Все указанные авторы являются практикующими антропологами и публикуют результаты собственной полевой работы, поэтому их статьи носят строгий эмпирический характер»[15].

Светлана Еренмеева в статье для журнала «Археология русской смерти» рассматривает причины табуирования темы смерти в повседневном и научном сознании: «Теперь о смерти не говорят. Точнее, попытки говорить о ней наталкиваются на стену молчания»[16]. По её словам, всё началось ещё в СССР, где смерть не принадлежала человеку, она принадлежала государству. С 1918 года существует приказ «Декрет о кладбищах и похоронах»[17], в сферу регулирования которого включается весь комплекс вопросов, связанных с захоронением, и устанавливаются для всех граждан «одинаковые похороны».

Следует отметить, что некоторые работы, связанные с изучением жизни, действий людей, находящихся на пороге смерти, а так же по такой теме, как самоубийство, могут быть запрещены на территории России по решению Роскомнадзора. Так, например, была запрещена статья, написанная о самоубийствах среди онкобольных[18].

Но всё же в последнее время наблюдается рост заинтересованности в изучении социологии смерти. В Санкт-Петербургском государственном университете на кафедре «Философской антропологии» в 1993 г. была создана «Ассоциация танатологов». А в 2012 году Россия вступила в FIAT-IFTA (Международная Конвенция Международной Федерации Ассоциаций Танатологов)[19].

Отечественные журналы гуманитарного профиля, например, «Вопросы философии», «Философские науки», «Социс»,  уделяют немалое внимание вопросам смерти[20]. Появляются исследования, посвящённые изучению различных аспектов: представлений, существующих в обществе, проблема самоубийств, в том числе и подростковых, изучение пространства кладбищ. В октябре 2015 года создаётся первый российский научный журнал, посвящённый death studies – «Археология русской смерти». В последнее время Интернет активно способствует изучению и просвещению на тему смерти (например, некоторые сайты: «Виртуальное кладбище. Новые литераторские мостки», «Уровень Смерть», «Смерть в Internet»).

Из всего выше описанного можно сделать вывод, что, несмотря на обилие источников и точек зрения в научной среде, в современном мире подход к изучению смерти поменялся. А благодаря тому, что публицистика и научные труды переходят в разряд работ с электронным доступом, это открывает новые пути для получения информации по данной теме наиболее Интернет-активной группе  - молодёжи.

1.2 Специфика современного понимания феномена смерти в молодёжной среде