Молодежь:отношение к смерти, страница 2

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Теоретические аспекты изучения феномена смерти

1.1  Феномен смерти в социально-гуманитарном знании

Бесспорно, что смерть - понятие универсальное, не зависящее ни от временной эпохи, ни от строя общества, ни от личных качеств человека. Смерть есть феномен биологический - точно так же, как рождение, половая зрелость или старость. Смертность - явление социальное, как и рождаемость, брачность или преступность. Летальность - факт фиксируемый и прогнозируемый в каждом конкретном случае исходя из средней продолжительности жизни и общих условий среды[1]. Действительно, каждый человек, какую бы он жизнь ни прожил, что бы он ни знал, чего бы ни достиг, рано или поздно, как говорится, «в свой час», покидает этот мир. Умирали и короли, и рабы, и великие ученые, философы, посвятившие свою жизнь изучению того, что есть сама смерть, что же находится за чертой.

«В древности к смерти относились эпически[2], - пишет Шенкао М.А., - героически спокойно, и лишь позже, с обострением чувства личного бытия, смерть стала восприниматься трагически». Примерами самых ранних в истории человечества научных осмыслений понятия смерти может судить «Тибетская книга мёртвых», «Книга мёртвых» у древних египтян, размышления Платона, Сократа, Аристотеля. На последних и остановим наше внимание.

Сократ жил в ожидании смерти, принимая её как данность. В те дни, что предшествовали его смерти, он высказывал мысль, что «умереть, говоря по правде, значит одно из двух: или перестать быть чем бы то ни было, так что умерший не испытывает никакого ощущения от чего бы то ни было, или же это есть для души какой-то переход, переселение ее отсюда в другое место[3]». Платон считал, что смерть есть не более, чем выделение души из тела[4], следовательно, что за жизнью существует ещё и другая, а может и не одна, форма существования. Аристотель же и вовсе не указывает в свих работах на возможность продолжения индивидуального (физического) существования души человека после смерти тела, то есть утверждает идею безличностного бессмертия лишь божественного духа[5]; что человек, умерев, может, конечно, переродится, но уже не будет той же личностью. Позже, во время появления учения эпикурейцев, смерть и вовсе перестаёт существовать как что-то, что имеет непосредственное отношение к человеку.

Позже в Европе наступает эпоха падения Древнего Мира, на смену ей приходит раннее христианство. Всё, что существует в мире, описывается с помощью религиозных текстов, описаний жития святых, постановлений церкви и работ её служителей. Эволюции взглядов относительно смерти, захоронений, составления завещаний в Европе, начиная с VIII-IX веков,  посвящена масштабная и интереснейшая работа Арьеса «Человек перед лицом смерти». В процессе чтения работы мы узнаём, что ранняя католическая церковь попирает тело, оно лишь вместилище для души; смерть есть факт, ежедневно человек сталкивается с ней; кладбища - эти величественные места упокоения - сначала не существуют как явление, а после, появившись вокруг церквей и развиваясь, становятся центром жизни - рынком, главной площадью, местом встреч и проживания. Позже, когда тело в жизни людей «обретает вес», земная жизнь сначала сравнивает свои позиции с жизнью загробной, а после и вовсе превосходит её. Постепенно появляется осознание смерти, а затем, через страх потери накопленного богатства, приходит в массовое сознание неутешительная истина - все умирают, но никто не знает, что за чертой; страх потери имущества трансформируется в другой - страх смерти и умирания. Появившись в сознании людей как что-то, что всё время рядом и повседневно, смерть, через страх, уходит из нашей жизни в больничные палаты, перестаёт быть чем-то естественным. Ныне факт смерти - выбивающая из колеи неприятная подлость судьбы, а не ожидаемо приходящий итог, как у ранних христиан.