Молодежь:отношение к смерти, страница 7

Ссылаясь на уже упомянутую не раз книгу «Человек перед лицом смерти» Филиппа Арьеса, укажем, что в общем сознании общества до сих пор существует героический образ процесса умирания: в окружении самых близких, совершив героический поступок или просто завершив свои дела, встречая смерть мужественно, как данность. Родившись ещё в средневековых поэмах и сказаниях, воспетый позже в книгах, а после и в фильмах, образ «почившего от дел своих» крепко засел в молодых умах.

Становится при этом непонятным идеализирование подчас понятия суицида в молодёжной среде. Выше уже было упомянуто о примере молодой девушки, но ведь данный случай не единичен.

В традиционных обществах самоубийство могло стать искуплением слабости духа (например, традиция сепуку среди самураев), доказательства преданности роду и мужу (самосожжение вдов в Индии). Но ныне мировые религии осуждают прекращение собственной жизни, обещая за это либо муки, либо отсутствие перерождения и т.д.

Проходя через художественную культуру образ самоубийцы, вопреки инстинктам, становится в сознании чем-то светлым. Доказательно установлено, что появление в 1744 году "Страданий юного Вертера" Гете, где была описана жизнь и смерть юноши от несчастной любви, вызвало целую волну самоубийств среди молодежи. Анна Каренина, не справившись с гнётом моральных норм, бросается под колёса поезда. Есенин и Маяковский - известнейшие и, главное, популярные в наше время в молодёжной среде поэты-самоубийцы, продолжают формирование благородно-возвышенного образа. В 1947 году фотограф Роберт Уайлс публикует  фото 24-летней самоубийцы Эвелин Макхейл, что спрыгнула со смотровой площадки Эмпайр-стейт-билдинг. Фотография до сих пор считается «самым красивым фото самоубийства», ведь девушка, упав на крышу машины, была навечно запечатлена художником в изящной позе.  Мэрелин Монро, кумир миллионов, выпивает смертельную дозу снотворного; Иен Кэртис, лидер группы Joy Division, кончает жизнь на бельевой верёвке; Курт Кобейн стреляет в себя из дробовика… Список того, как была идеализирована смерть через самоубийство путём её красивого изображения или же иллюстрированием с помощью кумиров примером можно продолжать бесконечно.

Все вышеперечисленные факты оказывают влияние на формирование образа смерти в сознании молодого человека. Не столкнувшись, за некоторыми исключениями, со смертью лично, он впитывает в себя образы из культуры, семьи, религии, общества, а после формирует свой собственный взгляд.

Следует отметить, что за последние 20 лет существовали и исследования отношения к смерти, проведённые среди молодёжи. Так Лаврикова И.Н. и Чистопольская К.А. проводили опросы в различных высших учебных заведениях страны, изучая мнение студенчества по данному вопросу. Именно по стопам данных исследователей мы и будем идти в нашей работе.

Да, подход к вопросу понимания и представления смерти у каждого человека индивидуален, но нам кажется, что всё множество взглядов можно сгруппировать, упорядочить, выделит определённую систему и закономерности. Именно это мы и попробовали сделать в нашем исследовании, с результатами которого можно ознакомиться далее.


Отношение молодёжи к смерти: эмпирический анализ

2.1 Результаты проведённого социологического исследования

Опрос был проведён нами в апреле 2017 года среди студентов на  основе методики, предложенной в исследовании И.Н. Лавриковой[30]. В указанном исследовании двадцатилетней давности исследователь использовала иной возрастной диапазон для респондентов и другой объём выборки. Следовательно, мы не можем использовать данные для сравнения, но имеем право взять за основу нашего исследования вопросы и основные категории для анализа ответов анкеты.

В анкетировании приняли участие 70 респондентов: 37 юношей и 33 девушки в возрасте от 17 до 26 лет. Опрос проводился в г.Краснодар среди учащихся высших учебных заведений (КубГУ, КубГАУ, КубГТУ, КубГМУ) - именно это и обуславливает выбор выше обозначенного возрастного критерия по выбору респондентов. Предметом изучения стало понимание смерти в молодёжной среде, целью - выявление отношения молодёжи к собственной смерти и смерти других людей, специфики понимания и эмоциональной оценки данного явления.