Молодежь:отношение к смерти, страница 14

Встречается и употребление сленговых слов, а иногда и вовсе нецензурных. «Пусть люди которых ты знал и которые знали тебя в последний раз встретятся, поедят нормально и постебутся скорее всего надо умершим» (вопрос №5), «лежать и гнить в гробу - не кайф» («вопрос №6), уже указанный пример про Гэндальфа – «по приколу бессмертным быть?», - «они (традиции) меня подбешивают» (вопрос № 5). Хоть один раз, но встретился ответ, содержащий нецензурную лексику, хоть и «запиканную» самим респондентом – «будет это пиз*ецки поздно» (вопрос №12). Причина употребления подобной лексики остаётся не до конца понятной, но, посмеем предположить, что данные фразы и слова настолько прочно вошли в обиход респондентов, что, печатая ответы, основывающиеся на собственном мнении, отвечающие настолько увлечены высказыванием собственного мнения по вопросу всеобщей актуальности, что не замечают искажения речи.

Нам кажется, что не стоит обойти стороной и  факт противоречивости в ответах респондентов. Так нами было вычислено, что у 38,5% респондентов идёт противоречие между верой или неверием в собственную душу и с отношением данных респондентов к бессмертию. Указывая, что не верят в существование души, некоторые молодые люди  писали, что верят в «бессмертие духа, идей человека». Или же при признании у себя души говорят, что бессмертия нет «ведь это невозможно, религия придумала это». Причина того, что существует столь большой, более трети опрошенных, процент противоречивых между собой ответов, быть может, скрыта в непонимании респондентами самих понятий души и бессмертия, а так же в смешении в сознании различных религиозных, смысловых, религиозных установок.

Отношение к религии, следует сказать, если и проявлялось в ответах респондентов (что бывало очень редко), то носило, в основном, скептический окрас: «я все равно агностик, и в Страшный суд не верю. Если богу будет надо, то он меня даже из пепла достанет. Мир то он сотворил, чё меня еще раз не сотворит?» (вопрос №6), «это (бессмертие) невозможно, религия придумала это» (вопрос № 10), биологического «в метафизическое бессмертие души я не верю, так как считаю, что оно является вымыслом, созданным для укрепления фундамента и повышения привлекательности религии», (вопрос №10). На фоне этого выделяется один из ответов, в котором для подтверждения своей точки зрения респондент процитировал религиозный текст: «Не верю. "Каждая душа вкусит смерть" - Коран. После смерти следует другая, вечная жизнь» (вопрос №10).

Многие отвечающие стремились дать развёрнутый ответ, полно освещая собственное мнение, но при  анализе становилось ясно, что их точка зрения либо не абсолютно однозначна в некоторых вопросах, либо и вовсе противоречит сама себе. Особенно сильно это проявлялось в вопросах, затрагивающих эмоциональную оценку фактов и явлений, например, вопрос о страхе смерти (№9), об отношении к похоронным обрядам (№5) и кремации (№6).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе нами были рассмотрены различные работы, посвящённые изучению феномена смерти в рамках социально-культурных наук. Так из классиков античной мысли мы рассмотрели взгляды Сократа, Платона, Аристотеля. В рамках социологической науки мы упомянули  З.Фрейда, Э.Дюркгейма, Э.Фромма. Отечественные взгляды были рассмотрены на примере классиков  - Чаадаева П.Я., Бердяева Н.А., Булгакова С.Н. – и учённых ХХ-ХXI вв., например, Варавы В.В., Мохова С., Лавриковой И.Н., Рязанцева С.

Так же в первой части работы нами были рассмотрены факторы, влияющие на формирование мортальных установок и представлений у молодых людей. К таким факторам можно отнести семью, культурные традиции общества, религию, интернет, художественную культуру.

Во второй части работы был проведён анализ проведённого нами эмпирического исследования на тему «Молодёжь: отношение к смерти».

В молодёжной среде наблюдается рациональный подход к пониманию смерти. Смерть для молодых людей, в основном, это прекращение жизнедеятельности, угасание разума и обратная сторона жизни, при этом смерть воспринимается как необходимость. Неудивительно, что на фоне подобных мнений смерть по эмоциональной окраске нейтральна, не является ни хорошей, ни плохой.