В станционных фазочувствительных РЦ переменного тока частотой 25 Гц с путевыми реле типов ДСШ-13 и ДСШ-13А при автономной тяге и электротяге переменного тока нормальная работа путевых реле обеспечивается за счет отставания выходного напряжения частотой 25 Гц преобразователя ПП от выходного напряжения преобразователя ПМ на угол 90°, для чего преобразователи включают в сеть переменного тока частотой 50 Гц противофазно (рис. 4.1). При таком включении преобразователей ПМ и ПП генерируемые ими напряжения частотой 25 Гц будут иметь фазовый угол 90 или 270°, который контролируется фазочувствительными реле ПФ и ОФ типа ДСШ-13, в которых ПЭ, соединенные согласованно, подключены к зажимам 4-6 ПП (15 В), а МЭ, соединенные противофазно,— к зажимам 1-3 ПМ (110 В). Если при одновременном включении преобразователей ПМ и ПП в сеть переменного тока частотой 50 Гц выходное напряжение частотой 25 Гц преобразователя ПП будет отставать от напряжения частотой 25 Гц преобразователя ПМ на угол 90°, то сработает реле ПФ и фронтовыми контактами замкнет цепь питания ПТ и КТ. Если же фазовый угол между напряжениями преобразователей ПП и ПМ будет 270°, то сработает реле ОФ и фронтовыми контактами замкнет цепь питания трансформаторов РЦ от напряжения ПП, сдвинутого на 180°, т. е. фазовый угол будет 90°.
Рис 4.1 Схема питающих устройств рц с одним ПЧ
При питании всех станционных фазочувствительных РЦ, а также перегонных кодовых РЦ участков приближения и удаления с поста ЭЦ, когда одного ПП недостаточно, используют схему включения одного ПМ противофазно нескольким станционным и перегонным ПП (рис. 4.2).
Рис 4.2. Схема питающих устройств рц с тремя ПЧ
В этих схемах время обесточенного состояния путевых реле при переключении источников питания переменного тока частотой 50 Гц с основного на резервный и наоборот не превышает 0,55 с, что исключает переключение станционных сигналов (при замедлении на отпускание сигнального реле не менее 1,0—1,5 с).
Защита от преждевременной разделки поездных маршрутов осуществляется медленно действующими повторителями стрелочных путевых реле МСП, имеющими замедление на срабатывание до 10 с, или лучевыми аварийными реле Л А. Реле МСП применяют на малых станциях без маршрутизации маневровой работы или при наличии одной - двух групп маневровых маршрутов в каждой горловине станции. Этот способ защиты не требует каких-либо изменений и добавлений в схеме питающих устройств, однако его существенным недостатком является то, что выдержка времени разделки маршрута действует всегда независимо от того, происходил или нет перерыв питания. Поэтому на станциях, имеющих развитую маршрутизацию маневровых передвижений, каждый преобразователь ПП должен иметь аварийное реле, контролирующее снижение напряжения на нем ниже 200 В. Если преобразователь имеет несколько лучей питания РЦ, то каждый луч имеет реле Л А (см. рис. 6.1). Аварийные реле типа АНВШ2-2400 защищают преобразователь от срыва генерации и обеспечивают нормальную работу РЦ при длительном к.з. в одном из лучей.
Контроль к.з. изолирующих стыков между смежными станционными РЦ обеспечивается фазированием всех преобразователей ПП с одним и тем же преобразователем ПМ, чередованием мгновенных полярностей напряжения на стыковых смежных РЦ с помощью переключения проводов на выводах Н-К вторичных обмоток ПТ или КТ (при этом допускается любое взаимное расположение питающих и релейных концов).
6. Проверка исправности изолирующих стыков и чередования полярности
Рис. 6.1 Схема проверки изолирующих стыков.
Причинами неисправности изолирующих стыков /ИС/ является целый ряд дефектов: нарушение изоляции стыка при угоне рельса; замыкание из за образовавшегося наката, а также металлической стружкой или опилками; нарушение изоляции элементов стыка и т.д.
Значение сопротивления изоляции исправных стыков изменяется в пределах 100...2000 Ом, а односторонняя изоляция накладки стыка может иметь сопротивление около 100 кОм. Массовые измерения показали, что только у 15 % накладок сопротивление изоляции не превышает I кОм. На практике наименьшее сопротивление изоляции ИС принимается равным 50 Ом.
При электротяге постоянного тока проверка изолирующего стыка, по обе стороны которого подключены обмотки дроссель-трансформаторов, может производиться путем сравнения напряжения переменного тока на двух полуобмотках любого из дроссель-трансформаторов /рис. 4/. Если сопротивление стыка понизится до 1,0 Ом и ниже, то напряжение VI будет меньше, чем U2, по крайней мере на 10-20 %. При полном пробое стыка напряжение U1 будет меньше напряжения U2 на 50 % и более. Напряжение на полуобмотке дроссель-трансформатора, примыкающего к неисправному стыку, уменьшается от того, что параллельно ей подключается полуобмотка второго дроссель-трансформатора, а также в связи с протеканием по обеим полуобмоткам части тока в противофазе от соседней рельсовой цепи.
Чередование мгновенных полярностей в РЦ переменного тока является надежной мерой защиты путевого реле при питании его от источника соседней РЦ в случае схода ИС. При сходе ИС и одинаковой полярности в смежных РЦ возможно срабатывание путевого реле от источника тока смежной РЦ /ложная свободность/. Поэтому строгое соблюдение чередований полярностей в РЦ является важным условием обеспечения безопасности движения.
При проверке ИС в двуниточных РЦ с ДТ /см..рис. 4/ выполняются измерения следующих напряжений: U3 - по обе стороны одного из ИС; U4, U5 - по разным нитям смежных РЦ. При правильном чередовании полярностей должны выполняться условия
U3 > U4 и U3 > U5. Далее проводятся те же измерения напряжений при сходе ИС замыканием одного из них. В случае размещения у ИС релейного и питающего концов и правильном чередовании полярностей путевое реле РЦ, граничащей с проверяемым стыком, должно надежно опустить свой сектор. Боли выключается путевое реле другой РЦ, граничащей с данным ИС питающим концом, то защита считается неисправной. При стыковании РЦ релейными концами и закорачивании одного ИС должны надежно опускаться секторы обоих реле.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.