; ,
где S — площадь сечения сердечника;
— длина проводника с током;
.
У реле ДСШ и ДСР величина dlравна части длины вихревого тока, расположенной под полюсом, т. е. dl= h — ширине сердечников (в частности, у реле типа ДСШ 28 мм). Для сектора
,
где — угол между э. д. с. и вихревым током в проводнике;
— активное сопротивление сектора.
Практически , так как у сектора .
Таким образом, для получения вращающего момента необходим сдвиг фаз φ между потоками. Кроме того, при вращении сектора в магнитном поле возникают мешающие усилия отталкивания между полюсом и соответствующим вихревым током в плоскости, перпендикулярной к направлению вращения сектора, чем создается ломающий момент на подшипниках и оси сектора и ускоряется их износ. При проектировании реле, учитывая это, ставятся надежно работающие подшипники и оси. В секторе наряду с вихревыми токами появляются токи резания в результате движения проводника в магнитном поле, которые создают тормозящее усилие на сектор. При рассмотрении принципа работы реле токами резания пренебрегаем.
Принцип работы двухэлементного реле, у которого в качестве проводника взят легкий алюминиевый сектор, поясняется на рис. 4.1.1.
В произвольный момент времени, которому соответствует векторная диаграмма потоков на рис. 4.1.1, в, убывающие потоки (знак ↓ ), идущие за плоскость чертежа (знак +), наводят в диске токи , стремящиеся поддержать убывающие потоки Ф1, Ф2 и, следовательно, направленные по часовой стрелке (правило Ленца).
Направление сил и определяется по правилу левой руки. Каждая сила создает вращающий момент, и сектор поворачивается в сторону действия результирующего момента. Средние значения вращающих моментов:
;
где — угол между направлением силы и ее тангенциальной составляющей;
— расстояние от оси вращения сектора до середины полюсов.
Результирующий момент выражается через намагничивающие токи I1 и I2 следующим соотношением:
.
Проанализируем уравнение. Для увеличения вращающего момента нужно уменьшать , поэтому проводник выполняется в виде сектора, у которого , . Значение вращающего момента зависит от частоты питающего напряжения.
Необходимый вращающий момент может быть получен при малом значении одного тока и большом значении второго тока, но следует сохранять величину произведения токов I1, I2.
Вращающий момент меняет знак при изменении направления тока в одной из обмоток реле, что позволяет получить трехпозиционное реле.
Особенностью индукционного реле является зависимость величины , от утла φ между токами I1 и I2. При φ = 90° sin 90° = 1, поэтому создается максимальное значение . С другой стороны, если для подъема сектора необходимо определенное значение то при φ = 90° оно будет создаваться при минимальных токах в обмотках. На этом основании угол φ = 90° между токами I1 и I2 получил название идеального угла.
Фазометры с подвижной стрелкой измеряют сдвиг фаз между током и напряжением, а электронные — между векторами напряжений двух обмоток. Поэтому в паспортах указывают косвенные идеальные углы между напряжением одной обмотки и током другой. Например, если угол указан между U1 и I2 — φид = 162°, то это означает, что при этом угле между I1 и I2 сдвиг фаз будет 90° и, следовательно, sin 90° = 1. Подъем сектора в этом случае будет происходить при минимальных токах в обмотках.
4.2 Разновидности индукционных реле, их параметры и векторная диаграмма
Заводом выпускаются реле со штепсельным включением ДСШ-12, ДСШ-13 и для метрополитенов ДСШ-2. На дорогах в действующих устройствах работают нештепсельные реле ДСР-12. Принцип действия этих реле одинаков, но реле типов ДСШ и ДСР отличаются конструктивным оформлением, расположением обмоток относительно сектора и числом контактных тройников. У индукционных реле обмотка, создающая вихревые токи в секторе, называется местным элементом МЭ (питается от местного источника); вторая обмотка, создающая поток, взаимодействующий с вихревым током сектора, называется путевым элементом ПЭ (питание получает из рельсовой или линейной цепи).
У реле типа ДСШ сектор сплошной, так как полюсы ПЭ и МЭ располагаются друг против друга и вихревые токи, возникая непосредственно под полюсами МЭ, взаимодействуя с потоком путевой обмотки Ф1 создают вращающий момент (рис. 4.2.1, а). При движении сектора вихревые токи возникают в других «микроплощадках». Местный элемент имеет Ш-образный сердечник с обмоткой, расположенной на среднем стержне.
Рис. 4.2.1 Конструкция реле ДСШ, ДСР и векторная диаграмма
Поток Фм делится на две части. Путевой элемент выполнен в виде П-образного сердечника. Взаимно противоположное расположение ПЭ и МЭ уменьшает габариты реле, но не исключает трансформации энергии из МЭ в ПЭ.
У реле типа ДСР подвижной сектор имеет прорези, с помощью которых вихревые токи направляются к краю диска под полюс путевой обмотки; у этого реле иное расположение путевых и местных обмоток, при котором исключена трансформация энергии из МЭ в ПЭ (рис. 4.2.1, б).
У всех реле сердечники элементов ПЭ и МЭ собирают из пластин трансформаторной стали. Движение сектора при помощи тяги передается подвижным контактным пружинам, на концах которых укреплены серебряные пластины. Фронтовые и тыловые контакты выполнены из графито-серебряной композиции. Контакты обеспечивают 105 включений цепи переменного тока при I = 1 А; U= 110 В с индуктивной нагрузкой cos φ = 0,85.
Электрические параметры реле приведены в табл. 4.1.
Работа индукционных реле, кроме временных и электрических параметров, характеризуется векторной диаграммой, показывающей сдвиг фаз между токами и напряжениями обеих обмоток реле (рис. 4.2.1, в). Построение диаграммы начинают с векторов Iп и Iм, сдвинутых на угол φ = 90°. Элементы ПЭ и МЭ имеют разные индуктивные сопротивления, поэтому Uмест опережает по фазе Iмест на 72°, а Uпут опережает по фазе Iпут на 65°.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.