Методические рекомендации к изучению учебной дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

                             к изучению учебной дисциплины

«СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

                                           Составитель:

Санкт – Петербург 2009

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

Кафедра социальной работы

Методические рекомендации к изучению учебной

дисциплины:

«Содержание и методика психосоциальной работы в

системе социальной работы»

Для направления (специальности)  «Социальная работа» - 040101

Составитель:

кандидат философских наук

Всего часов                                   162

Аудиторных часов                        39/24

Лекции (часов)                              26/12

Семинары (часов)                         13/12

Самостоятельная работа (часов) 123/138

                                                 Санкт – Петербург                                                                         

                                                             2009

Рецензенты:

Доцент кафедры педагогики и  психологии профессионального образования СПГУТиД  кандидат психологических  наук     

Академия управления и экономики.  Профессор кафедры социологии и управления персоналом, доктор  

медицинских  наук  Русановский В. В.

Методические рекомендации составлены  в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по соответствующему направлению (специальности) «Социальная работа», для подготовки студентов дневной и заочной форм обучения.

Методические рекомендации составлены в помощь студентам, изучающим дисциплину «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы».

В них содержатся: тематический план, темы, планы семинарских занятий, списки рекомендуемой литературы, дополнительной литературы, перечень тем рефератов и тем контрольных работ, тесты для самоконтроля знаний, вопросы для подготовки к экзаменам, словарь терминов, часто употребляемых и используемых в лекциях по дисциплине.

Работа подготовлена составителем и издана в авторской редакции

Подписано в печать                                    Формат 60 Х 84   1/16,

Усл. печ.л. 1,2. Тираж 100 экз. заказ

E-mail: mtvm@ sutd.ru

191286, С-Петербург, ул. Моховая, 26

I. Методические указания к изучению дисциплины.

Психосоциальная работа в истории своего развития претерпела ряд радикальных изменений. В настоящее время особое внимание в обеспечении прав человека уделяется психологическим аспектам трудной жизненной ситуации людей.

Знание принципов, механизмов, уровней психосоциальной защиты населения (профилактика, поддержка, представительство) и различных форм социального обслуживания: стационарные, полустационарные, нестационарные, разнообразная помощь на дому, включая мобильные бригадные формы обслуживания специалистами различных направлений с ориентацией на индивидуальные потребности – поможет своевременно обеспечить преемственность выбранных видов социального обслуживания, психосоциальную помощь и поддержку.

Цель дисциплины:

Раскрыть студентам специфику содержания психосоциальной практики, принципы, методы и технологии, способствовать усвоению психотехнических навыков психосоциальной помощи в практике социальной работы.

Ознакомить студентов с проблемами методологии психосоциальной работы, доступной в практической деятельности специалистов социальных служб с  различными группами населения.

Изучая дисциплину «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» студент должен: иметь представление о системе обеспечения психосоциальной работы; получить систему знаний о содержании и методах  психосоциальной практики.

Изучение дисциплины способствует развитию комплексного мышления у студентов, необходимого для реализации интегрального подхода в практике психосоциальной помощи. Дисциплина способствует воспитанию у студентов личностно – ориентированной профессиональной позиции к практике психосоциальной помощи.

Изучение учебной дисциплины осуществляется в процессе посещения студентами лекций, активного участия в семинарских занятиях, систематической самостоятельной работы, подготовке сообщений и анализе учебных текстов, написания рефератов. В конце изучения учебной дисциплины предусмотрен экзамен. Для допуска к экзаменам студент должен сдать реферат на выбранную тему, ответить на вопросы теста по учебной дисциплине.

Экзамен состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть представлена экзаменационным тестированием, практическая – решением проблемной ситуации клиента, цель которой – разработка алгоритма психосоциальной работы с позиции ситуативного и интегративного подходов.

Реферат представляет собой конспект по выбранной теме из различных источников, включая интернет – источники, учебную литературу, статьи из  научных журналов.

Желательный объём реферата – 15 – 20 машинописных страниц. По форме реферат должен содержать:

1)  титульный лист (название вуза, кафедры, темы реферата, ФИО автора, ФИО преподавателя, учёное звание, должность, год и место написания);

2)  план реферата (основное содержание 3 – 4 пункта, соответствующие проблемным частям конспекта);

3)  введение, включающее основную проблему  по выбранной теме;

4)  заключение, содержащее вывод о поставленной проблеме по выбранной теме;

5)  основную часть, в которой рассмотрена проблема;

6)  список источников, используемых  для написания реферата, год и место их издания.

II. Тематический план  очного обучения.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лекции

Семинар

Самост.  работа     студента

Раздел 1. Научно – методическое

        обоснование   психосоциальной работы

Тема: 1.1. Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы.

Тема: 1.2. Психосоциальная помощь: границы профессиональной  компетенции специалиста по социальной работе.

Семинар №1

  26

12

   12

4

      2

2

2

       2

     20

      10

      10

Раздел 2. Теоретические основы содержания

                 психосоциальной работы.

Тема: 2.1. Теории социализации, социальной адаптации и дезадаптацииличности.

Тема: 2.2. Психология трудных жизненных ситуаций и стратегии поведения  в них.

Семинар №2

Тема: 2.3. Посттравматический синдром и психическая травма как объект профилактики и реабилитации.

Тема: 2.4. Теории агрессии и насилия, стратегии поведения жертвы.  Аддиктивность (зависимость) как результат социального неблагополучия

Похожие материалы

Информация о работе