МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к изучению учебной дисциплины
«СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Составитель:
Санкт – Петербург 2009
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
Кафедра социальной работы
Методические рекомендации к изучению учебной
дисциплины:
«Содержание и методика психосоциальной работы в
системе социальной работы»
Для направления (специальности) «Социальная работа» - 040101
Составитель:
кандидат философских наук
Всего часов 162
Аудиторных часов 39/24
Лекции (часов) 26/12
Семинары (часов) 13/12
Самостоятельная работа (часов) 123/138
Санкт – Петербург
2009
Рецензенты:
Доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования СПГУТиД кандидат психологических наук
Академия управления и экономики. Профессор кафедры социологии и управления персоналом, доктор
медицинских наук Русановский В. В.
Методические рекомендации составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по соответствующему направлению (специальности) «Социальная работа», для подготовки студентов дневной и заочной форм обучения.
Методические рекомендации составлены в помощь студентам, изучающим дисциплину «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы».
В них содержатся: тематический план, темы, планы семинарских занятий, списки рекомендуемой литературы, дополнительной литературы, перечень тем рефератов и тем контрольных работ, тесты для самоконтроля знаний, вопросы для подготовки к экзаменам, словарь терминов, часто употребляемых и используемых в лекциях по дисциплине.
Работа подготовлена составителем и издана в авторской редакции
Подписано в печать Формат 60 Х 84 1/16,
Усл. печ.л. 1,2. Тираж 100 экз. заказ
E-mail: mtvm@ sutd.ru
191286, С-Петербург, ул. Моховая, 26
I. Методические указания к изучению дисциплины.
Психосоциальная работа в истории своего развития претерпела ряд радикальных изменений. В настоящее время особое внимание в обеспечении прав человека уделяется психологическим аспектам трудной жизненной ситуации людей.
Знание принципов, механизмов, уровней психосоциальной защиты населения (профилактика, поддержка, представительство) и различных форм социального обслуживания: стационарные, полустационарные, нестационарные, разнообразная помощь на дому, включая мобильные бригадные формы обслуживания специалистами различных направлений с ориентацией на индивидуальные потребности – поможет своевременно обеспечить преемственность выбранных видов социального обслуживания, психосоциальную помощь и поддержку.
Цель дисциплины:
Раскрыть студентам специфику содержания психосоциальной практики, принципы, методы и технологии, способствовать усвоению психотехнических навыков психосоциальной помощи в практике социальной работы.
Ознакомить студентов с проблемами методологии психосоциальной работы, доступной в практической деятельности специалистов социальных служб с различными группами населения.
Изучая дисциплину «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» студент должен: иметь представление о системе обеспечения психосоциальной работы; получить систему знаний о содержании и методах психосоциальной практики.
Изучение дисциплины способствует развитию комплексного мышления у студентов, необходимого для реализации интегрального подхода в практике психосоциальной помощи. Дисциплина способствует воспитанию у студентов личностно – ориентированной профессиональной позиции к практике психосоциальной помощи.
Изучение учебной дисциплины осуществляется в процессе посещения студентами лекций, активного участия в семинарских занятиях, систематической самостоятельной работы, подготовке сообщений и анализе учебных текстов, написания рефератов. В конце изучения учебной дисциплины предусмотрен экзамен. Для допуска к экзаменам студент должен сдать реферат на выбранную тему, ответить на вопросы теста по учебной дисциплине.
Экзамен состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть представлена экзаменационным тестированием, практическая – решением проблемной ситуации клиента, цель которой – разработка алгоритма психосоциальной работы с позиции ситуативного и интегративного подходов.
Реферат представляет собой конспект по выбранной теме из различных источников, включая интернет – источники, учебную литературу, статьи из научных журналов.
Желательный объём реферата – 15 – 20 машинописных страниц. По форме реферат должен содержать:
1) титульный лист (название вуза, кафедры, темы реферата, ФИО автора, ФИО преподавателя, учёное звание, должность, год и место написания);
2) план реферата (основное содержание 3 – 4 пункта, соответствующие проблемным частям конспекта);
3) введение, включающее основную проблему по выбранной теме;
4) заключение, содержащее вывод о поставленной проблеме по выбранной теме;
5) основную часть, в которой рассмотрена проблема;
6) список источников, используемых для написания реферата, год и место их издания.
II. Тематический план очного обучения.
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Лекции |
Семинар |
Самост. работа студента |
Раздел 1. Научно – методическое обоснование психосоциальной работы Тема: 1.1. Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы. Тема: 1.2. Психосоциальная помощь: границы профессиональной компетенции специалиста по социальной работе. Семинар №1 |
26 12 12 |
4 2 2 |
2 2 |
20 10 10 |
Раздел 2. Теоретические основы содержания психосоциальной работы. Тема: 2.1. Теории социализации, социальной адаптации и дезадаптацииличности. Тема: 2.2. Психология трудных жизненных ситуаций и стратегии поведения в них. Семинар №2 Тема: 2.3. Посттравматический синдром и психическая травма как объект профилактики и реабилитации. Тема: 2.4. Теории агрессии и насилия, стратегии поведения жертвы. Аддиктивность (зависимость) как результат социального неблагополучия |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.