Методические указания к изучению курса «Особенности молодежной субкультуры и организация досуга молодежи», страница 9

Панки (англ. punk – отбросы, гнилье) – молодежная субкультура анархо-нигилистического напрвления, возникшая в конце 60-х годов и получившая распространение в СССР/России во второй половине 80-х. Преимущественно объединяет молодежь из рабочих семей с городских окраин. Носит эпатажно-демонстративный и провакационный характер. в последние годы в нашей стране происходит возрождение панк-движения в форме музыкальных фанатов групп «Король и шут», «Тараканы!» и др.

Пассионарий – тип личности, имеющей избыток энергии, ее больше, чем требуется для спокойной (нормальной) жизни; работающий ради более высоких, часто идеальных целей. Термин предложен Л.Н.Гумилевым для объяснения процесса этногенеза.

Поп-культура – массовая, прежде всего музыкальная культура, апеллирующая к обыденному сознанию, большинству населения, доступная широким слоям и не трабующая для своего восприятия усилий, специальных знаний и навыков. Противоположна элитарной культуре. Основная функция поп-культуры – развлекательная. В настоящее время поп-время стала частью коммерческой деятельности по организации досуга, шоу-бизнеса. Наиболее упрощенные, дешевые образцы поп-музыки, носящие откровенно коммерческий и китчевый характер, презрительно называют словом «попса».

Растаманы (растафари) – молодежная субкультура, возникшая с конца 60-х годов преимущественно среди цветного населения на основе афро-христианского мировоззрения, основанная на идее особого «черного» образа Христа (Джа-Растафари), живым воплощением которого считается император Абиссинии (Эфионпии) Хайле Селласие I. Западная цивилизация объявлена воплощением зла – Вавилоном, из которого растаман должен внутренне и внешне уйти через соблюдение традиционных обрядов, ритуальное употребление марихуаны и музыку регги (reggae). Оказало значительное влияние на скинхедов первой волны и панков, получило немало сторонников также среди белого населения – любителей музыки регги и ска, которые стали на манер чернокожих завивать африканские косички - дрэды. В России развивается с середины 1990-х годов.

Рейверы (от англ rave – бред) – субкультура любителей электронной музыки в стиле рейв и стилистически близких к ней направлений (acid, house, trans, jungle, R’n’B, tehno и др.) используемых для проведения дискотек и танцев на открытом воздухе (опен-эйр). Носит откровенно гедонистически-развлекательный характер и тестно свзаня с употреблением наркотиков, прежде всего, психостимуляторов («спидов") и психоделиков.

Реконструкторы – участники движения исторических реконструкций, воссоздающие быт, ремесла, одежду, вооружение той или иной эпохи и разыгрывающие (обычно под открытым небом в исторических местах) спектакли, воспроизводящие те или иные исторические события, обычно сражения. Имеются различные группы, специализирующиеся на древней истории, древнерусской истории, средних веках, петровском времени, наполеоновских войнах, сражениях ХХ века, также этнографические реконструкторы (напр., индеанисты). В нашей стране получили широкое распространение с 1990-х гг.

Референтная группа – реальная  или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном; на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Ролевики – участники движения ролевых игр, воспроизводящих сюжеты книг фентези (в частности Дж.Р.Р.Толкиена – толкиенисты) на основе игровых импровизаций в рамках заданного сценария и правил взаимодействия изображаемых персонажей. Персонажи как правило закрепляются за индивидом и становятся его «второй личностью». Появились в СССР/России в 1980-е годы. На основе движения ролевых игр родилдись объединения файтеров (исторического фехтования, исторических единоборств и турниров), а также движение реконструкторов.

Рэперы (от англ rap – удар) – молодежная субкультура любителей, сочинителей и исполнителей рэп-музыки (музыкально и ритмически выстроенный речетатив), пришедшей из афроамериканской культуры и являющаяся частью хип-хоп-культуры.