Методические указания к изучению курса «Особенности молодежной субкультуры и организация досуга молодежи», страница 8

Конформизм – приспособленчество, податливость чужому влиянию, пассивное принятие существующего порядка и чужих мнений, беспринципность, некритическое следование предлагаемым образцам.

Культура - совокупность способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, символах, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

Культура доминирующая – совокупностm культурных образцов, которые принимаются и разделяются подавляющим большинством или даже всеми членами общества, дополняемая субкультурами отдельных групп или сообществ.

Люберы – криминальное молодежное движение,  получившее распространение в середине 80-х годов ХХ века и объединявшее агрессивные молодежные группы из подмосковного города Люберцы, которые на основе идеологических соображений, культа силы и стремления к «оздоровлению» нации взяли на себя миссию освобождения Москвы и других городов от алкоголиков, бомжей, проституток, наркоманов, хиппи, панков, металлистов, гомосексуалистов и т. п. (т.н. идея «ремонта»). Совершали рейды по российским городам, где устраивали побоища. Люберы устраивали подпольные физкультурные и спортивные клубы («качалки»).Подобные группировки возникли во многих городах и объединяли в основном социально неустроенную молодежь. Движение носит характер социальной аномии периода перестройки.

Маргинальность (от лат. margo – край)  – состояние индивида или группы, находящеийся на стыке двух или более культур (субкультур, социальных групп), но не входящей ни в одну из них. Маргинал – человек, порвавший или утративший связь со своей социальной средой (группой) и не адаптировавшийся к новой, выпавший из социальной структуры.

Менталитет (от позденелат. mentalis – умственный) – способ восприятия, мышления, мироощущения. свойственный той или иной исторической эпохе, народу, социальной группе. Совокупсность духовных установок, традиций, убеждений, ценностей и норм поведения, проявляющаяся в повседневных практиках как неотрефлексированные и бессознательные проявления общности, «психическая оснастка цивилизации/культуры» (Л.Леви-Стросс).

Металлисты – музыкальные фанаты рок-музыки  в стиле хэви-металл (Manovar, Metallica, AC/DC, Osborn, Ария, Черный обелиск, Коррозия металла, Лагион и др.) получили рапсространение в СССР-России на рубеже 80-90-х гг. ХХ века.

Мимикрия (англ. mimicry- подражательность) – в отношении молодежных субкультутр- использование молодежными сообществами, не относящимися к некотрой субкультуре ее символики, необоснованное представление себя в качестве представителей некоторой субкультурной сцены. Мимкрия обычно вызывает конфликты и раскол в субкультурных сообществах на ортодоксальных последователей и носителей ценностей и  «примкнувших», не имеющих морального права называть себя тем или иным образом.

Модальная личность – тип  личности, наиболее часто встречающийся в том или ином обществе (сообществе), типичный представитель, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.

Моды (англ. mods) – молодежная субкультура, возникшая в Великобритании в начале 60-х гг., приверженцы которой уделяли большое внимание досуговым практикам (посещение ночных данс-клубов) и демонстрации высокого социального статуса (утонченность и стильность в одежде, заносчивость и снобизм, демонстративное пренебрежение к работе или учебе), хотя в основном охватывала выходцев из числе детей квалифицированных рабочих. Атрибутом модов был мотороллер, поэтому другое их название – scooter-boys. Столкновение модов с их антиподами – рокерами – подробно исследовано в социологической литературе (СтКоэн и др.), в рамках этого конфликта было показано, как вследствие стигматизации молодежь примыкает к субкультурным сообществом, а у обывателей возникают и провоцируются моральные паники и страх перед «народными дьяволами», заставляющие поддерживать консервативные партии на выборах. В 90-е годы происходит возрождение движения модов в связи с популярностью ретро-музыки в стиле брит-поп и ритм-энд-блюз. Неомоды дали начало ряду новых сцен, увлеченных различными музыкальными стилями (например, acid-jazz, R’n’B, dram&bass и др.)