Федеральное агентство по образованию российской федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
Университет технологии и дизайна»
«Основы девиантологии молодежи»
Специальность 040101-«Социальная работа»
специализация «Социальная работа с молодежью»
Санкт-Петербург
2009
РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании кафедры от 2009 г. протокол №
Рецензент
Методические указания разработаны на основании Государственного образовательного стандарта высшего образования (№ 83 МЖД / СП от 10.03.2000 г.) по специальности 350500, специализация 350521 — социальная работа с молодежью.
В них представлены требования к уровню знаний и умений студентов, методические указания к рефератов и заданий для самостоятельной работы, тематика рефератов, список основной и дополнительной литературы, тематический план и содержание лекционных занятий, а также планы семинаров, примерный перечень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине «Основы девиантологии молодежи».
Методические указания предназначены в помощь студентам очной формы обучения.
1. Методическиеуказания кизучениюдисциплины
Изучение дисциплины предполагает использование различных форм учебной работы: обучение в процессе усвоения лекционного материала, семинаров и самостоятельной работы студентов. Знакомство с дисциплиной необходимо начинать с освоения основного понятийно-категориального аппарата девиантных поведенческий проявлений и представления об основах теории девиантности. Студенты должны обратить внимание на смысл незнакомых понятий и с помощью энциклопедий социальной работы и словарей (указанные в списке рекомендованной литературы) разобрать их смысловую нагрузку.
Необходимо обратить внимание на аккумулированные в мировой науке и практике объяснительные модели девиантного поведения и прикладные подходы к изучаемой проблематике.
Одной из задач является развитие навыка к оперативному анализу конкретной девиантной ситуации (или случая), к разработке и применению мер воздействия на данную ситуацию/случай и участвующих в ней лиц, к оценке результатов вмешательства и оперативно-итеративному внесению поправок в него. Восприятие и осмысление реальных ситуаций с позиций теоретических и прикладных достижений изучаемой дисциплины призвано повысить уровень рефлексивности в профессиональном мышлении и действии будущих социальных работников.
В процессе практических закрепляется материал, полученный на лекциях и в процессе самостоятельной работы, отрабатываются навыки применения этого материала к анализу конкретных проблемных ситуаций и выработке решений. Особое значение придаётся ориентации на творческий подход к проблемным случаям, необходимость быстрой оценки меняющейся ситуаций и нахождению решений, соответствующих реальным обстоятельствам.
При подготовке к занятиям студенты должны как можно шире использовать периодические издания (журналы, реферативные издания) и монографии, рекомендованные в списке литературы.
2. Задания для самостоятельной работы
1. Сущность и понятие социальной нормы.
2. Классификация социальных норм.
3.Проблемы определения девиантного поведения.
4. Формы индивидуальных нарушений социальных норм.
5. Современное состояние девиантологических исследований.
6.Причинные теории девиации (преступления) и девиантности (преступности).
7. Соотношение объективной и субъективной детерминации девиантных поступков.
8. Критический анализ причинных концепций преступности и девиантности.
9. Социальное исключение, отчуждение, насилие и агрессия.
10. Социальные нормы и проблемы девиантного поведения.
11. Нарушение социальных норм: девиантность и девиантный поступок.
12. Бедность как причина девиантности.
13. Виды традиционной социальной патологии в России.
14.Психосоиальная работа с молодежными девиациями.
15. Социальные позиции подростков с различной степенью изоляции от семьи.
16. Психологические основы девиантного поведения подростков.
17. Отчуждение в подростковом возрасте и пути его преодоления.
18. Социально-психологические проблемы делинквентности подростков.
19. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения.
20.Взаимозависимость девиантного поведения и состояние одиночества в подростковом возрасте.
21.Проблемы профилактики и социально-педагогической реабилитации беспризорности и бродяжничества.
22. Предупреждение преступлений неформальных групп несовершеннолетних.
23.Ценностные ориентации наркозависимой личности.
24.Социально-педагогические условия коррекции отклоняющегося поведения подростков.
25. Особенности суицидального поведения подростков и молодежи.
26. Воспитательное воздействие на неинституциальные группы подростков.
27. Профилактика девиантного поведения старшеклассников.
28. Проблемы алкоголизации и наркотизиции студенческой молодежи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.