Методические указания к изучению учебной дисциплины «Основы девиантологии молодежи»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Федеральное агентство по образованию российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

Университет технологии и дизайна»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к изучению учебной дисциплины

«Основы девиантологии молодежи»

Специальность 040101-«Социальная работа»

специализация «Социальная работа с молодежью»

                                                  Санкт-Петербург

2009

                                 РЕКОМЕНДОВАНО

на заседании кафедры от        2009 г. протокол №

                                                                                                                     Рецензент

Методические указания разработаны на основании Государственного образовательного стандарта высшего образования (№ 83 МЖД / СП от 10.03.2000 г.) по специальности 350500, специализация 350521 — социальная работа с молодежью.

В них представлены требования к уровню знаний и умений студентов, методические указания к рефератов и заданий для самостоятельной работы,  тематика рефератов, список основной и дополнительной литературы, тематический план и содержание лекционных занятий, а также планы семинаров, примерный перечень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине «Основы девиантологии молодежи».

Методические указания предназначены в помощь студентам очной формы обучения.


1. Методическиеуказания кизучениюдисциплины

Изучение дисциплины предполагает использование различных форм учебной работы: обучение в процессе усвоения лекционного материала, семинаров и самостоятельной работы студентов. Знакомство с дисциплиной необходимо начинать с освоения основного понятийно-категориального аппарата девиантных поведенческий проявлений и представления об основах теории девиантности. Студенты должны обратить внимание на смысл незнакомых понятий и с помощью энциклопедий социальной работы и словарей (указанные в списке рекомендованной литературы) разобрать их смысловую нагрузку.

Необходимо обратить внимание на аккумулированные в мировой науке и практике объяснительные модели девиантного поведения и прикладные подходы к изучаемой проблематике.

Одной из задач является развитие навыка к оперативному анализу конкретной девиантной ситуации (или случая), к разработке и применению мер воздействия на данную ситуацию/случай и участвующих в ней лиц, к оценке результатов вмешательства и оперативно-итеративному внесению поправок в него. Восприятие и осмысление реальных ситуаций с позиций теоретических и прикладных достижений изучаемой дисциплины призвано повысить уровень рефлексивности в профессиональном мышлении и действии будущих социальных работников.

В процессе практических закрепляется материал, полученный на лекциях и в процессе самостоятельной работы, отрабатываются навыки применения этого материала к анализу конкретных проблемных ситуаций и выработке решений. Особое значение придаётся ориентации на творческий подход к проблемным случаям, необходимость быстрой оценки меняющейся ситуаций и нахождению решений, соответствующих реальным обстоятельствам.

При подготовке к занятиям студенты должны как можно шире использовать периодические издания (журналы, реферативные издания) и монографии, рекомендованные в списке литературы.

2.  Задания для самостоятельной работы

1. Сущность и понятие социальной нормы.

2. Классификация социальных норм.

3.Проблемы определения девиантного поведения.

4. Формы индивидуальных нарушений  социальных норм.

5. Современное состояние девиантологических исследований.

6.Причинные теории девиации (преступления) и девиантности                       (преступности).

7. Соотношение объективной и субъективной детерминации девиантных поступков.

8. Критический анализ причинных концепций преступности и девиантности.

9. Социальное исключение, отчуждение, насилие и агрессия.

10. Социальные нормы и проблемы девиантного поведения.

11. Нарушение социальных норм: девиантность и девиантный поступок.

12. Бедность как причина девиантности.

13. Виды традиционной социальной патологии в России.

14.Психосоиальная работа с молодежными девиациями.

15. Социальные позиции подростков с различной степенью изоляции от семьи.

16. Психологические основы девиантного поведения подростков.

17. Отчуждение в подростковом возрасте и пути его преодоления.

18. Социально-психологические проблемы делинквентности подростков.

19. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения.

20.Взаимозависимость девиантного поведения и состояние одиночества в подростковом возрасте.

21.Проблемы профилактики и социально-педагогической реабилитации беспризорности и бродяжничества.

22. Предупреждение преступлений неформальных групп несовершеннолетних.

23.Ценностные ориентации наркозависимой личности.

24.Социально-педагогические условия коррекции отклоняющегося поведения подростков.

25. Особенности суицидального поведения подростков и молодежи.

26. Воспитательное воздействие на неинституциальные группы подростков.

27. Профилактика девиантного поведения старшеклассников.

28. Проблемы алкоголизации и наркотизиции студенческой молодежи

Похожие материалы

Информация о работе