Методические указания к изучению курса «Проблемы социальной работы с молодежью»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии

и дизайна»

Кафедра социальной работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к изучению курса

«Проблемы социальной работы с молодежью»

для студентов, обучающихся по специальности

350500 «Социальная работа»,

специализация 350523 «Социальная работа с молодежью»

Составитель

Санкт-Петербург

2010

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Проблемы социальной работы с молодежью» является ключевым для студентов ,специализирующихся по социальной работе с молодежью, так как в нем рассмотрены основные темы, характеризующие весь спектр проблем данной специализации: от характеристики молодежи как социально-демографической общности, ее половозрастных и социальных особенностей до анализа особенности молодежной политики в Российской Федерации и зарубежных государствах и обществах.

Особое внимание при изучении курса необходимо сосредоточить на психофизиологических и социальных критериях выделения молодежи как социально-демографической общности, раскрытии процессов социализации и духовного взросления молодежи современной России. Обязательно изучить многогранную законодательную базу организации работы  и деятельности социального работника по социальной защите различных групп молодежи. Данная деятельность базируется на знании государственных концепций РФ, субъектов федерации по воспитанию, образованию и социализации молодежи, прежде всего формирования у молодежи активной гражданской позиции, патриотического воспитания, в том числе военно-патриотического. Социальный работник должен хорошо знать особенности молодежной субкультуры, общественных организаций и неформальных групп молодежи, что позволит ему быть в гуще жизни молодежи, знать ее язык, формы общения, атрибутику, запросы и жизненные цели молодых людей. И, конечно, особое внимание следует обращать на различные, прежде всего, негативные девиации молодежи. Знать причины их возникновения и меры воздействия по их минимизации. Наконец, социальный работник с молодежью должен опираться на исторический и современный как отечественный, так и зарубежный опыт организации социальной работы с молодежью, чтобы на основе его сравнительного анализа определить тенденции социальной работы с молодежью в России в 21 веке.

Изучение курса «Проблемы социальной работы с молодежью» осуществляется в рамках блока дисциплин специализации, поэтому оно опирается на знания студентов, полученные в ходе изучения таких дисциплин, как история, теория и технология социальной работы, правовое и социально-медицинское ее обеспечение, на базовые знания общегуманитарных наук: философии, психологии, социологии и др.

Подготовка студентов осуществляется ходе чтения лекций в соответствии с тематическим планом и проведения семинарских и практических занятии , а также спланированной самостоятельной работы студента, на которую отводится 74 часа, т.е. более 50% из 108 часов общего времени, выделенного на изучение данной дисциплины. В связи с этим каждый студент обязан по каждой теме отводить самостоятельной работе не меньше часов, чем указано в тематическом плане.

В ходе самостоятельной работы студент обязан:

1)отработать конспект лекций

2)выписать основные определения понятий

3)дополнить конспект выписками из учебной и дополнительной литературы

4)подготовить доклад или сообщение на предстоящее семинарские занятия

5)выполнить практические задания, рекомендованные преподавателям к предстоящему занятию

6)составить глоссарий (словарь) понятий и терминов по теории и практике социальной работы с молодежью и выполнить другие работы по усмотрению студента.

Подготовка к семинарским занятиям включает в себя:

- изучение записей отработанных лекций

- чтение с кратким конспектированием обязательной учебной и дополнительной литературы

- подготовку докладов и сообщений по выделенным основным вопросам плана семинара

- активное участие в обсуждении проблем и вопросов семинара

- подготовку реферативного сообщения по одной из прочитанных книг и статей, рекомендованных к семинару или самостоятельно найденных и прочитанных студентом.

Студенты дневной формы обучения в конце изучения курса должны предоставить один реферат или эссе на рекомендованную. Кафедрой или предложенной студентом тему. Студенты, обучающиеся по заочной форме, выполняют контрольную работу.

Реферат состоит из титульного листа, плана реферата (содержание),введение,2-3 основных вопросов, заключения, списка литературы, оформленного в соответствии с требованиями Госстандарта. Размер не должен превышать 20-25 страниц, набранных шрифтом 14-го кегля через 1,5 интервала. Реферат должен быть предоставлен преподавателю не позднее ,чем за 2 недели до начала экзаменационной сессии.

В процессах изучения дисциплины на семинарских занятиях и самостоятельной работы каждый студент по заданию письменно решает логические задачи, тесты и практические задания, результаты которых обсуждаются на семинарах, где и выставляются соответствующие оценки.

В конце изучения учебной дисциплины студент сдает экзамен по билетам, утвержденным кафедрой.

1.  Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины : дать систему знаний о молодежи как специфической социально-демографической общности и основах социальной работы с нею в условиях современной России.

Задачи изучения :

- раскрыть основные характеристики молодежи как социально-демографической группы общества

- проанализировать медико-биологическую ,психологическую, социально-психологическую,социально-экономическую,социально-политическую и социокультурную характеристики подростков и молодежи и особенности ее социализации в современной России

- изучить законодательные основы решения проблем и социально-правовой

Похожие материалы

Информация о работе