Тарифы железнодорожного транспорта. История формирования грузовых тарифов, страница 4

В настоящее время практически автоматизирован процесс расчета провозных плат и сборов, составления банковской документации и кассово-финансовой отчетности.

Заготовка информации для решения этих задач ведется в РКЦ (РТК) или информационных пунктах, а затем передается в Белжелдоррасчет.

Решается задача: одновременно заполнять на печающем устройстве документы и вводить в ЭВМ информацию. ЭВМ определяет провозную плату, сборы и печатает эти данные в перевозочные документы.

2.2 Основные принципы построения и функционирования

грузовых железнодорожных тарифов в рыночных условиях

Тарифная политика является инструментом для определения уровня тарифа, которая опирается на тщательный анализ транспортного рынка, грузовых потоков и прогноз потенциальных предъявителей груза.

тарифы железнодорожного транспорта РБ разрабатываются для трех основных видов сообщений:

–  внутренние перевозки (местное сообщение);

–  перевозки внешнеторговых грузов (вывоз экспорта и завоз импорта);

–  транзитные перевозки.

Выделение данных сообщений обусловлено допустимой долей расходов на перевозку грузов в общей цене продукции.

Основные принципы построения и функционирования грузовых железнодорожных тарифов:

1 введенный тариф не должен изменяться хотя бы в течение одного календарного года;

2 железнодорожный транспорт не может рассчитывать на любую государственную дотацию;

3 с учетом п. 2 тариф должен покрывать всю себестоимость грузовых перевозок и образовывать прибыль для приобретения нового подвижного состава, отвечающего измененными условиями на транспортном рынке (необходимость перехода от перевозок массовых грузов в пользу штучных грузов на поддонах и т. п.);

4 доля платы за перевозку по железной дороге должна сохранять определенную пропорцию в общей рыночной стоимости груза. В противном случае может произойти непродажность груза или его переход на другой конкурентный вид транспорта;

5 учитывая географическое положение РБ, тариф на перевозку внутренних перевозок (местное сообщение) должен покрывать в целом хотя бы себестоимость перевозок с минимально возможной прибылью;

6 в связи с более высокими ценами продукции на зарубежных рынках возможно установление более высоких тарифов на перевозку экспортных и импортных грузов. Кроме того, это позволит постепенно выровнять тарифный уровень  Белорусской железной дороги с тарифным уровнем железных дорог (создать союзные тарифы);

7 уровень Международного транзитного тарифа (МТТ) соизмерим с тарифами западноевропейских железных дорог. Для стран СНГ применяется Тарифная политика с уровнем приблизительно в два раза меньше МТТ, так как применение МТТ может вызвать не продажность  грузов (особенно сырья в некоторых основных полуфабрикатов);

При определении номинальных ставок МТТ исходным из уровня приблизительно девяти западноевропейских тарифов с определенным процентом понижения их ценового уровня для обеспечения конкурентоспособности МТТ.

Расход железных дорог содержат большую долю постоянных затрат, которые в перерасчете на единицу перевозок понижаются с увеличением расстояния.

В МТТ соотношение между постоянными расходами и расстоянием перевозки было учтено  в форме дегрессии ставок, т.е на большие расстояния тариф относительно дешевле (не должно быть переломов, а следует применять союзные тарифы).

Союзные тарифы содержат согласованные ставки отдельных железных дорог. Целесообразно перейти на единые ставки всех железных дорог (аналогично МТТ, ЕТТ). В результате для поддержания единых ставок на заданном уровне тарифные ставки одного вида сообщения могут компенсироваться за счет ставок других сообщений.

8 с целью сохранения объемов перевозок необходимо придерживаться двух принципов:

–  поддерживать на должном уровне качество перевозок: скорость и надежность доставки груза окончательному получателю;