Тарифы железнодорожного транспорта. История формирования грузовых тарифов, страница 3

При цене товара франко-вагон станция назначения транспортные расходы по перевозке груза до станции назначения возлагаются на поставщика.

2 Ос6новные требования, предъявляемые к принципам построения

и функционирования грузовых железнодорожных тарифов

2.1 Требования к тарифам и системе взаиморасчетов

Экономическая основа тарифов – покрытие всех затрат железных дорог. Доходы за выполненную перевозочную работу должны обеспечить накопления, необходимые на техническое развитие транспорта, его социальную сферу. В случае исключения из финансирования через бюджет медицинских и учебных заведений – дополнительно и их содержание.

Наряду с дифференциацией грузовых тарифов по роду подвижного состава, необходимо подразделить их в определенной степени и по роду груза с учетом влияния его доставки на сохранность вагонов и их подготовку для следующей перевозки.

Республиканские тарифы не следует дифференцировать по расстоянию и регионам.

Структурное построение перевозочных документов должно предусматривать не обходимое распределение доходов от перевозок.

Межгосударственный тариф должен основываться на договоренность между странами-участницами перевозки.

В условиях рынка необходимо уменьшить перечень фиксированных сборов за услуги и работы, больше применять договорных (сводных) сборов.

При перевозке грузов на малодеятельных участках целесообразно устанавливать повышенную ставку в зависимости от категории линии.

Тарифы на перевозку пассажиров должны выполнять функцию розничных цен. В случае их нерентабельности государство выдает дотацию.

Целесообразно отказаться от пригородного тарифа, размер которого согласовывается с областными Советами. Пригородный тариф должен быть единым в республике и если  он не покрывает расходы дороги, то необходима дотация из бюджета.

В связи с отсутствием четкого распределения расходов на грузовые и пассажирские перевозки следует обосновывать тарифы на перевозку грузобагажа, почты, специальных вагонов и других ведомств, курсирующих в пассажирских поездах. Уровень этих тарифов должен покрывать расходы на перевозки.

В 1968 г были образованы узловые расчетные товарные конторы (УРТК).

В 1989 г были переименованы в Технологические центры отделения (дороги) по обработке перевозочных документов.

Однако, аналогично УРТК, основные функции остались прежними: расчет провозных платежей за перевозки, их взыскание централизованным способом. Аналогично выполнялись операции по сборам и штрафам.

До августа 1990 г взыскание провозных платежей, сборов и штрафов производилось, как правило, со специальных ссудных счетов в безакцептном порядке, беспрепятственно.

По новым правилам для расчета с дорогой каждый грузоотправитель или грузополучатель должен взять в банке лимитированную справку.

Железная дорога предъявляет платежное требование на лимитированный счет отправителя для перечисления денег за перевозку. Часто следует отказ, так как нет денег на счете.

Платежное требование – документ, который предъявляет железная дорога  отправителю через банк. Платежное требование железная дорога передает в обслуживающее отправителя груза, и предъявляется к оплате.

В условиях рыночной экономики несвоевременное внесение платежей грузоотправителем целесообразно рассматривать как кредитование. раньше за несвоевременное внесение платежей за перевозку с грузовладельца взыскивались пени.

Пеня – финансовая мера взыскания за нарушение платежа. Размер пени устанавливается законом в процентах от причитающейся суммы за каждый день просрочки.

Величину пени за сутки можно установить в размере, равном проценту банковского кредита.

В переходной период времени остаются действовать все нормативные документы по перевозкам и нынешние тарифы на перевозки грузов и пассажиров.