Тарифы железнодорожного транспорта. История формирования грузовых тарифов, страница 2

Табличные тарифы – тарифы, которые выражены в виде плат с вагона, контейнера или тонны за все расстояния перевозки между определенными станциями отправления и назначения.

Международные (межгосударственные) железнодорожные тарифы (прямые)  тарифы от пункта отправления в одной стороне до пункта назначения в другой, включая и проезд по транзитным дорогам, без учета переломов тарифов на государственных границах.

Внутренние (местные) тарифы – тарифы, используемые при перевозке всех грузов в местном сообщении (внутри государства).

Льготные тарифы (тарифные коридоры) – пониженные тарифы, которые применяются на перевозку отдельных грузов, следующих в адрес определенных хозяйствующих субъектов, и устанавливаются исходя из принципов эффективного функционирования единого экономического пространства.

Исключительные тарифы – тарифы, которые устанавливаются либо с понижением, либо с повышением по отношению к общим тарифам.

Схемные тарифы – тарифы, при которых плата определяется путем умножения ставки за 1 т. км, 1 вагоно-км (или 1 осе. км) на расстояние перевозки.

Специальные тарифы – устанавливаются на специфические виды работ и операций, характерные только виды транспорта и являющиеся по существу технологическими.

Пропорциональные тарифы – ставки за единицу транспортной продукции (например, т. км, осе. км, вагоно-км) на всех расстояниях перевозки. Применяются при перевозке локомотивов на своих осях и т. д.

Дифференциальные тарифы – тарифные ставки за единицу транспортной продукции, изменяющиеся в зависимости от класса груза, расстояния перевозки и других факторов. По роду отправки тарифы классифицируются:

1 повагонные, исчисляемые с вагона в зависимости от массы груза. Они построены на двухставочной основе с учетом расчетной нормы массы определенных грузов, т. е. получаются тарифные схемы. В тарифном руководстве № 1 содержится около 11 тарифных схем на повагонные отправки.

2 потонные в виде плат за 1 т груза. Например, применяются для грузов наливом в цистернах.

Для нефтеналивных грузов можно также установить тарифы по интервалам плотности жидких продуктов с готовыми повагонными провозными платами для четырех основных типов цистерн с учетом их специализации под светлые и темные связи с разным уровнем затрат по обработке цистерн.

3 тарифы на перевозки грузов в контейнерах. Если повагонные тарифы зависят от рода грузов, то тарифы на контейнерные перевозки не зависят от рода груза, они дифференцированы по категориям контейнеров: массой брутто 3, 5, 20, 25 и 30 т. Они также построены на двухставочной основе и учитывают:

–  применение специализированного подвижного состава, погрузочно-разгрузочныз машин;

–   ухудшение использования грузоподъемности вагонов;

–  увеличение порожнего пробега вагонов;

–  необходимость строительства специализированных контейнерных пунктов и другого технического оснащения.

4 тарифы на перевозки мелких отправок (по структуре также потонные тарифы, т. е. зависят от массы груза: до 1 т и свыше 1 т). При массе менее 1 т введено прогрессивное удорожание, в соответствии с изменением издержек.

Ставки арендной платы за пользование грузовыми вагонами должны обеспечивать полное возмещение затрат по дорогам на содержание, деповский ремонт и амортизацию вагонов.

Провозные платы, сборы и штрафы содержатся в ТР №1.

Таксировкой называется процесс определения провозных плат, сборов, подлежащих взысканию с отправителя и получателя груза.

Транспортные расходы относятся за счет поставщика или покупателя.

Цены устанавливают вид «франко», определяющее пункт, до которого транспортные расходы несет поставщик. Например, при цене товара франко-вагон станция отправления на поставщика возлагаются транспортные расходы по перевозке груза со своего склада со станции отправления и погрузке его в транспортные средства.