Особенности экспедирования грузов, перевозимых в контейнерах, страница 5

ных ставок на перевозку контейнеров в прямом железнодорожном международном и не в прямом международном сообщениях, в том числе и в смешанном, позволяет грузоотправителю решить вопросы оплаты перевозки груза в контейнере не по мере пересечения пунктов перехода, а непосредственно в местах отправления контейнеров. В этом случае ответственность за всю перевозку груза в контейнере перед грузоотправителем берет на себя экспедитор.

В зависимости от заявляемого объема груза для перевозки ускоренными контейнерными поездами МПС России может предоставить экспедитору, заключившему с ним договор, спецставку на перевозку контейнеров. Полная загрузка контейнерного поезда дает организатору загрузки 10 %-ную скидку с тарифа.

Предоставление экспедиторам контейнерных перевозок спецставок на перевозку грузов в контейнерах по РЖД (которые объявляются в установленном порядке), в том числе в контейнерах принадлежности МПС России или принадлежности других собственников, является также одной из особенностей взаимодействия экспедитора с железной дорогой и клиентурой в сфере контейнерных перевозок.

Эти условия дают возможности экспедитору, заключившему договор с МПС России и контролирующему загрузку контейнерного поезда, привлекать мелких экспедиторов для формирования поездной партии контейнеров на выгодных для них условиях. При этом в накладных и дорожных ведомостях, заполненных на каждый контейнер, проставляется штемпель, удостоверяющий отправку контейнеров в составе маршрутного контейнерного поезда. Эта мера распространяется на контейнеры, следующие в составе маршрутного контейнерного поезда до конечной станции крупного железнодорожного узла (такого, например, как Московский).

Перспективными направлениями совершенствования и расширения экспедиторских услуг по доставке грузов в контейнерах являются введение в обиход выполнения разнообразных транспортных условий приема и выдачи грузов в контейнерах, оговариваемых грузоотправителями и грузополучателями в контрактах с экспедиторами (система Incoterms-2000), и организация прямых смешанных международных перевозок.

Система Incoterms-2000 предусматривает прием и выдачу грузов в контейнерах (преимущественно) в тех местах и с выполнением тех условий, которые устраивают грузоотправителя с учетом их стоимости. В основном эти условия связаны с организацией смешанных перевозок контейнеров. По вопросу законодательного обеспечения международных прямых смешанных перевозок грузов в контейнерах в 1972 г. в Женеве состоялась Конференция по международным контейнерным перевозкам. По результатам конференции в 1980 г. была принята «Конвенция о международных смешанных перевозках». Конвенция пока не вошла в силу, поскольку для этого требуется под-


писание ее 30 странами. Однако многие ее положения уже нашли отражение в реальной практике осуществления международных смешанных перевозок контейнеров, и прежде всего по интермодальным технологиям. Организация прямых смешанных (интермодальных) контейнерных перевозок возлагается на «оператора». «Оператор смешанной перевозки» означает любое лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки, выступает как сторона договора, а не как агент и принимает на себя ответственность за исполнение договора перевозки.

При организации и осуществлении смешанной перевозки оператор обязан в момент принятия им груза в свое ведение выдать перевозочный документ. Особенность перевозочного документа состоит в том, что он может быть необоротным и оборотным. Последнее означает, что перевозочный документ может выступать как банковский документ, на основании которого грузоотправитель может выставить счет грузополучателю за отправленный товар или передать его другому лицу. Однако именно эта позиция не устраивает многих экспедиторов и операторов, поскольку возникает ситуация, при которой грузополучатель вынужден оплачивать стоимость товара, не приняв его. В связи с этим введение оборотных перевозочных документов пока не находит поддержки у грузополучателей и экспедиторов.

Однако практика интермодальных контейнерных перевозок существенно расширяет функции и ответственность экспедитора, приближая их к ответственности перевозчика перед грузоотправителем.


Величко В. И., Сотников Е. А., Винокурова Т. А., Голубев Б. Л. Основы транспортного

экспедирования на железнодорожном транспорте. — М.: Интекст, 2000. 96 с.

Рассмотрены актуальные вопросы организации транспортного экспедирования на железных дорогах. Определены виды транспортно-экспедиционной деятельности, в том числе с учетом зарубежного опыта. Раскрыты правовые основы работы фирм, связанных с транспортным обслуживанием грузоотправителей и грузополучателей, условия их взаимодействия с органами управления федерального железнодорожного транспорта. Показана роль системы фирменного транспортного обслуживания, рассмотрены особенности создания логистических центров. Изложены финансовые вопросы при тран-спортно-экспедиционном обслуживании.

Книга рассчитана на работников фирм и железных дорог, связанных с транспортно-экспедиционным обслуживанием грузоотправителей и грузополучателей.