1 Разработка и технологическая оценка основных вариантов
транспортно-экспедиционного обслуживания
1.1 Разработка вариантов транспортно-экспедиционного
обслуживания грузовладельцев при доставке грузов
При выполнении завоза-вывоза груза автотранспортом с терминалов магистральных видов транспорта, в частности с железнодорожных станций, возможны две основные формы транспортной экспедиции – децентрализованная и централизованная. Для выбора рассматриваемого варианта осуществления транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) грузовладельцев первоначально необходимо рассмотреть обе эти формы.
При децентрализованном ТЭО грузоотправители и грузополучатели организуют завоз-вывоз грузов для своих предприятий с транспортных терминалов своими силами и средствами без согласования очерёдности перевозок и работы транспорта других грузовладельцев. При этом они имеют собственный штат грузчиков, экспедиторов, водителей и других лиц, участвующих в выполнении завоза-вывоза грузов. При этом форме ТЭО использование автомобильного подвижного состава и организация завоза-вывоза грузов полностью зависит от самих грузовладельцев.
В условиях перехода экономики к рыночным отношениям эта форма ТЭО укрепляется, способствуя в значительной степени удовлетворению требований грузовладельцев, развитию конкуренции. Однако децентрализованная форма организации работы приводит к низкому использованию автомобильного подвижного состава, содержанию значительного количества грузчиков, экспедиторов и других лиц, участвующих в организации ТЭО, и ведёт, таким образом, к возникновению больших непроизводительных затрат грузовладельцев.
При централизованной форме ТЭО завоз-вывоз выполняется автотранспортом транспортного подразделения определённого вида транспорта. При едином оперативном руководстве работой автомобильного подвижного состава и с выполнением ТЭО грузовладельцев, причём завоз-вывоз на терминалы выполняется в соответствии с заключённым договором с грузовладельцем по согласованным графикам.
Основными признаками централизованной формы ТЭО являются:
- все перевозки грузов выполняются с ТЭО;
- выполнение как правило всего объёма перевозок для данных грузовла-
дельцев;
- заключение договора на ТЭО по отправительскому принципу за исклю-
чением вывоза груза с транспортных терминалов;
- строгое распределение обязанностей между грузовладельцем и выпол-
няющим ТЭО предприятием согласно договору на ТЭО;
- осуществление всех расчётов за перевозки грузовладельцем с другой
стороной, заключившей договор на ТЭО.
Централизованная форма ТЭО позволяет:
- повысить степень механизации погрузочно-разгрузочных работ;
- уменьшить штат занятых в ТЭО на предприятии;
- создать лучшие условия для организации контейнерных, пакетных и
других прогрессивных способов перевозок грузов;
- увеличить использование грузоподъёмности автомобиля за счёт
укрупнения партий грузов, повысить коэффициент использования их
пробега, снизить простои под погрузкой-разгрузкой и в целом ускорить
доставку груза;
- сократить транспортные расходы у грузоотправителей и грузополу-
чателей.
В существующих экономических условиях перехода к рыночным отношениям, обуславливающих усложнение планирования и прогнозирования объёмов перевозок, значительную дезинтеграцию экономики, усиление конкуренции на рынке транспортных услуг, появление субъектов хозяйствования различных форм собственности, усиливается децентрализованная форма выполнения ТЭО при завозе-вывозе грузов с транспортных терминалов. С началом стабилизации и подъёма экономики появляется необходимость широкого использования централизованной формы ТЭО.
1.2 Технологическая оценка основных вариантов транспортно-экспедиционного обслуживания грузовладельцев
Наиболее развитыми в настоящее время являются три варианта организации централизованного ТЭО грузовладельцев при завозе-вывозе грузов с транспортных терминалов:
- автомобильный;
- автомобильно-железнодорожный;
- железнодорожный.
Каждый из них имеет различные подварианты, связанные как с технологическими особенностями работы конкретных транспортных узлов, так и с выполнением различного набора экспедиционных погрузочно-разгрузочных работ и других операций, входящих в комплекс ТЭО. Для определения наиболее рационального и экономичного варианта организации ТЭО грузовладельцев по централизованной форме при завозе-вывозе грузов автотранспортом с транспортных терминалов существует следующий порядок:
- сравнение технологии ТЭО при различных вариантах его организации;
- расчёт и сравнение капитальных вложений, необходимых для выпол-
нения ТЭО по вариантам;
- расчёт и сравнение эксплуатационных затрат на выполнение комплек-
са транспортно-экспедиционных операций;
- расчёт и сравнение годовых приведенных затрат по вариантам орга-
низации ТЭО и выбор лучшего из них.
При анализе сравниваемых вариантов ТЭО изучаются технологические процессы совместной работы предприятий магистральных видов транспорта с автотранспортом при завозе-вывозе грузов для различных вариантов ТЭО.
Основой для сравнения технологии выполнения перевозочного процесса и экспедиционных операций по вариантам ТЭО является количество межведомственных передач груза и количество необходимых договорных связей.
Выполним сравнение с организационно-технологической стороны трёх основных централизованных вариантов ТЭО (автомобильный, железнодорожный и автомобильно-железнодорожные варианты).
ТЭО при завозе и вывозе грузов автотранспортом с железнодорожных терминалов по числу межведомственных передач груза характеризуется следующими схемами:
а) автомобильный вариант
1 2 3 4
О -- Эа -- А -- Эа -- Со -- Сн -- Эа -- А -- Эа -- П
число межведомственных связей N=4;
б) железнодорожный вариант
1 2
О -- Эж -- А -- Эж -- Со -- Сн -- Эж -- А -- Эж -- П
число межведомственных связей N=2;
в) автомобильно-железнодорожный вариант
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.