Правительство Российской Федерации представлен проект закона «О транспортно-экспедиторской деятельности», подготовленный на основании и в развитие положений пункта 3 статьи 801 Главы 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вопросы деятельности транспортных экспедиторов регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации впервые и, безусловно, требуют дальнейшей серьезной регламентации как одна из наиболее «неразработанных» в правовом смысле сфер деятельности. Подготовка проекта настоящего Закона обусловлена также необходимостью установления «цивилизованных» правил поведения российских экспедиторов при организации перевозки грузов как по территории Российской Федерации, так и в международном сообщении.
Принятие данного закона призвано способствовать созданию работоспособного, ориентированного на рыночную экономику экспедиторского бизнеса. К наиболее значимым с точки зрения законодательного регулирования положениям данного законопроекта относятся:
· определение транспортно-экспедиторской деятельности как самостоятельного вида деятельности;
· установление обязательного претензионного порядка рассмотрения разногласий, вытекающих из договора транспортной экспедиции;
· установление сокращенного (по отношению к общему) срока исковой давности по требованиям, вытекающим из договора транспортной экспедиции;
· введение самостоятельного экспедиторского документа.
Вместе с тем, остаются нерешенными вопросы, связанные с правовым статусом экспедиторского документа и механизмом лицензирования транспортно-экспедиторской деятельности.
Обсуждение законопроекта специалистами отрасли показало, что, при всей важности отдельных его положений, принятие соответствующего закона не решит в целом задачи создания в России правовой базы транспортно-экспедиторской деятельности, адекватной рыночным условиям. О ее решении можно будет говорить не раньше, чем в России будут полностью признаны и получат правовое закрепление общие принципы транспортно-экспедиторской деятельности, которых придерживается международное транспортное сообщество. В первую очередь, речь идет о схеме организации смешанных перевозок под управлением единого оператора, которая отражена в международных конвенциях и национальных нормативных документах ряда стран. Такая схема предусматривает:
· особый правовой статус экспедитора, выступающего в роли единого договорного перевозчика - оператора смешанной перевозки);
· правовое признание единого транспортного документа на перевозку груза - сквозного коносамента (документ ФИАТА или его аналог). Выписав сквозной коносамент, экспедитор юридически возлагает на себя права и обязанности «сквозного» перевозчика и заключает, при необходимости, субконтракты для исполнения своих обязательств по доставке;
· установление экспедитором единой ставки за всю перевозку «от двери до двери» и за выполнение всех работ, связанных с этой перевозкой;
· единую ответственность экспедитора, выдавшего сквозной коносамент, перед клиентом.
Грузоотправитель, получив сквозной коносамент, освобождается от необходимости вступать в какие-либо отношения с перевозчиками или какой-либо третьей стороной, а сам коносамент будет достаточным подтверждением выполнения грузоотправителем обязательств по контракту поставки при оплате товара через банк, взаимодействии с налоговыми органами и т.д.
Завершилась доработка законопроекта «О смешанных (комбинированных) перевозках», призванного закрепить правовой статус оператора смешанной перевозки, регламентировать взаимную ответственность перевозчиков различных видов транспорта, оператора-экспедитора, грузовладельца и других участников перевозки за своевременность доставки и сохранность груза в международном смешанном сообщении и другие. Его принятие позволит значительно сблизить национальное законодательство в данной области с общепризнанными международными нормами.
Минтрудом России утверждена квалификационная характеристика должности «Транспортный экспедитор». Этим документом определены должностные инструкции и требования к квалификации транспортного экспедитора. С появлением учебных программ в транспортных ВУЗах по аналогичной специальности в недалеком будущем в транспортный бизнес придут дипломированные экспедиторы.
Важнейшую роль в подготовке проектов нормативных правовых актов и методических документов в области транспортно-экспедиторской деятельности, а также при разработке мер, направленных на создании благоприятных условий для деятельности российских международных экспедиторов (распределение квот на перевозки грузов между отечественными и иностранными перевозчиками, регулирование деятельности иностранных экспедиторов на территории России и т.д.), должны сыграть ассоциации экспедиторов. В 1999 году представители ведущих ассоциаций экспедиторов активно участвовали в разработке и обсуждении транспортных законопроектов, привлекались к работе Правительственной и Межведомственной комиссий, рассматривающих вопросы повышения конкурентоспособности российских перевозчиков и экспедиторов, а также межведомственной Рабочей группы Минтранса России и ГТК России при осуществлении смешанных перевозок внешнеторговых грузов. Представители ассоциаций экспедиторов участвовали также во Всероссийской научно-практической конференции «Транспорт России на рубеже веков» и в тарифной научно-практической конференции.
С учетом возрастающей роли транспортно-экспедиторских организаций в вопросах привлечения внешнеторговых грузов на российскую транспортную сеть необходимо развивать взаимодействие Министерства с объединениями экспедиторов, чему бы могло способствовать создание Союза экспедиторов России.
Государственное регламентирование транспортно-экспедиционной деятельности.
Закон должен предусматривать государственное регламентирование транспортно-экспедиционной деятельности в части допуска на рынок транспортно-экспедиционных услуг и контроля за этой деятельностью, в то же время исключает непосредственное вмешательство в хозяйственную деятельность транспортно-экспедиционных предприятий.
Государственное регламентирование ТЭД Федеральный орган исполнительной власти осуществляет совместно с ассоциациями и союзами предприятий ТЭД.
Транспортно-экспедиционная деятельность является одним из главных элементов товаропроводящих систем и направлена на повышение их качества выполнения и ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю, формирование рынка транспортно-экспедиторских услуг.
Настоящий Федеральный Законопроект определяет порядок осуществления ТЭД российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области транспортно-экспедиционной деятельности.
Регулирование транспортно-экспедиторского предпринимательства
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.