Распределение накладных расходов по видам деятельности и предлагаемая методика в области совершенствования ценообразования, страница 2

Поясняю, что означает этот шаг. Виды деятельности состоят из совокупности отдельных работ или задач и поэтому могут быть описаны действиями, связанными с этими задачами. Например, закупку материалов можно идентифицировать как отдельный вид деятельности, который состоит из множества различных задач, таких, как выявление поставщиков, подготовки заказов на закупку, отправки заказов на закупку, получение заказанного материала и выполнение наладки оборудования. Виды деятельности должны выбираться на рационально обоснованном уровне агрегирования затрат по критерию «затраты-выгоды». Например, вместо того, чтобы классифицировать закупку материалов как один вид деятельности, каждая из задач, из которых состоит эта закупка, может классифицироваться как отдельный вид деятельности. Однако такой уровень декомпозиции связан с необходимостью сбора очень большого числа данных и с точки зрения получения учетных данных о выпускаемой продукции, скорее всего, будет слишком дорогим.

Возможна и другая крайность, когда деятельность по закупке будет объединяться, скажем, с получением материалов, их хранением и выдачей пользователям. В этом случае может наблюдаться слишком высокий уровень агрегирования, так как при помощи единственного фактора издержек обеспечить соответствующий учет затрат по такому обобщенному виду деятельности будет трудно. Например, выбор числа заказов на закупку материалов как фактора издержек может обеспечить хорошее объяснение затрат на закупки, но оказаться совсем не подходящим для объяснения расходов, связанных с их получением на складе и отпуском со склада Следовательно, вместо выделения в качестве единой деятельности закупку материалов и их обработку, может быть предпочтительнее разложить ее на три отдельных вида деятельности: закупку материалов, их получение и выдачу и установить для каждого из них свой собственный фактор издержек.

Однако как показали исследования, проведенные зарубежными компаниями, количество центров затрат должно быть оптимальным, то есть следует на практике ограничиваться 10-30 центрами издержек. В нашем случае я буду выделять центры издержек на основе отделов заводоуправления и сметы ОПР отделения мототехники.

Шаг 2. Выбор носителей затрат. Выбираются факторы, оказывающие влияние на накладные расходы в разрезе видов деятельности. Учитывается масштаб предприятия, уровень автоматизации, затратоемкость предстоящего мероприятия. Этот процесс требует понимания природы накладных расходов.

Внедряя метод ABC, необходимо помнить тот факт, что группировка накладных расходов может быть сопоставима с носителем затрат только в том случае, если она будет однородна, то есть представлена только одним носителем затрат.

Поскольку ОАО «ЗиД» - это крупномасштабное предприятие и в изготовлении изделия мокик «ЗиД-50» участвуют практически все производственные подразделения, вспомогательные службы и отделы предприятия, то целесообразно укрупнить функциональные накладные расходы с целью экономии средств на содержание учетной системы.

То есть в данном дипломном проекте я буду использовать укрупненную группировку накладных расходов по видам деятельности, которая была предложена Купером. Основываясь на данной группировке, можно составить схему, согласно которой осуществляется внедрение метода ABC на предприятиях. В частности, необходимо определиться с видами деятельности. Затем разнести эти виды деятельности по четырем группам. После того выбрать носитель затрат для каждой из этих групп.

Поскольку    метод    ABC    использует    группировку    расходов «переменные - постоянные», поэтому в таблице (табл. 10) показаны виды переменных и постоянных расходов, соотносимых с видами деятельности.

1. Виды деятельности, имеющие непосредственную связь с продуктом. Определяются функции, напрямую затрагивающие процесс производства и связанные с единицами производимой продукции, например, содержание оборудования.

Таблица 10

Характеристики группировок накладных расходов по видам деятельности