Учет энергоресурсов. Квартирный учет тепловой энергии. Дистанционное снятие показаний газовых счетчиков, страница 10

Прямое сжигание ТБО с утилизацией тепловой энергии для теплоснабжения городов рекомендовалось ранее [13-16] и рекомендуется до сих пор [17]. Концепция КРТС предусматривает, что тепловая энергия должна считаться главной продукцией упорядоченного сжигания ТБО в теплоутилизационных предприятиях и/или цехах, имеющих соответствующие технологические средства. Целевая теплоутилизационная направленность деятельности таких предприятий существенно отличает их от «мусоросжигательных заводов», цель которых зафиксирована в названии (сжигать мусор, что запре-


щено законодательно и часто отторгается жителями!), а продукцией считалось в основном оказание услуг по приему ТБО. Последнее немаловажно, но этого было недостаточно для создания надежной системы утилизации и ликвидации ТБО. Причина видится в том, в частности, что в МСЗ услуги по ликвидации ТБО оказываются городу, но не жителю конкретно. Теплоути-лизация ТБО в целях теплоснабжения будет гораздо ближе и понятнее всем жителям городов.

Современные технические средства теплоутилизации позволяют направить в системы централизованного теплоснабжения около 70 % теплотворной способности ТБО и даже более. Однако, поскольку в большинстве городов России создание МСЗ принципиально отстало от развития СЦТ, оптимальная организационная система теплоутилизации ТБО видится в создании теплогенераторных мусоросжигательных цехов при действующих, достаточно крупных тепловых станциях (ТС), уже работающих на СЦТ, или рядом с ними. Еще одним условием оптимальности системы те-


плоутилизации ТБО является минимизация по количеству ТБО, сжигаемого в таком цехе: оно должно быть близким к количеству «свежих» ТБО, ежедневно собираемых с территории административного городского района, обеспечивающего сбор и вывоз ТБО, или теплового района местной СЦТ, обеспечивающей саму возможность жизни. С созданием МСЦ в своем составе районные тепловые станции (РТС) преобразуются в комплексные районные тепловые станции (КРТС) [11]. Тем самым городской район и город в целом получают возможность обеспечивать себя (в значимой степени) на основе собственных топливных ресурсов, чем являются ТБО, удаляемые на свалки.

Для этого комплексная районная тепловая станция должна иметь в своем составе два самостоятельных теплогенераторных цеха (рис. 1):

- специальный теплогенератор-ный - мусоросжигательный цех (МСЦ), использующий в качестве основного топлива ТБО, а также другие горючие отходы района, и имеющий возможность работать



на местных низкокачественных то-пливах(наторфеит. п.);

- обычный теплогенераторный цех («котельная»), работающий на каком-либо природном топливе массового применения (угле, мазуте или горючем газе).

В категории горючих отходов должны учитываться кроме ТБО все ежедневно «производимые» и собираемые муниципальные, коммерческие и производственные отходы, включая остатки после их разборки и материальной утилизации (что может быть предусмотрено в специальном цехе КРТС). Среди горючих производственных отходов района должны быть учтены «неутилизируемые» остатки тканей, бумаги, картона и других упаковочных материалов, пластики, древесные отходы, отходы пищевых и близлежащих сельскохозяйственных производств, замазучен-ные грунты, нефтешламы и горючие жидкости типа отработанных автомобильных масел и т. д. Все это в массе тоже представляет собой значительный топливный ресурс. Особое достоинство этого ресурса состоит в том, что районные системы сбора и вывоза отходов в основном налажены, поэтому применение отходов как топлива для СЦТ не требует новых линий доставки и транспортных расходов. Кроме того, имеются большие «запасы» ТБО на свалках: их ликвидация тоже возможна в КРТС, но это требует дополнительных мощностей в МСЦ и расходов по погрузке и доставке.